Почему холодный снег может служить одеялом

Мария Авдеева
Программа исследовательской деятельности «Почему снег греет, если он холодный?»

Программа

«Почему говорят, что снег греет, если он холодный»

Подготовила и провела:

Воспитатель МДОУ № 8 «Ленок» ЯМР

Авдеева Мария Михайловна

Актуальность:

После прослушивания песни «В лесу родилась ёлочка», я обратила внимание детей на фразу «Мороз снежком укутывал, смотри, не замерзай». Значит, снег может согреть?

У детей возник вопрос, почему говорят, что снег может греть? Как им можно укутать, если он холодный?

Ожидаемые результаты познавательно-исследовательской деятельности:

• Дети могут рассказать, почему снег греет;

• Дети с помощью взрослого составляют план исследования, опираясь на карточки с условными обозначениями;

• Дети знают опыты, которые подтверждают, что снег греет

• Дети используют свои знания, опыт, для доказательства того, что снег греет

Цель программы:

формирование умений познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи программы:

• Выяснить в процессе исследовательской деятельности почему снег греет;

• Развивать у детей умение с помощью взрослого составлять план исследования, опираясь на карточки с условными обозначениями;

• Провести с детьми опыты, которые подтвердят, что снег греет;

• Учить детей использовать свои знания, опыт, для доказательства того, что снег греет

Период реализации:

Образовательные области:

1 этап. Выбор темы исследования.

После прослушивания песни «В лесу родилась ёлочка», я обратила внимание детей на фразу «Мороз снежком укутывал, смотри, не замерзай». Значит снег может согреть?

Противоречие: снег холодный, а говорят, что он греет, укутывает….

2 этап. Выдвижение детских предположений

Как снег может согреть? Фиксация детских ответов воспитателем в папке исследования.

Как проверить, что снег греет? Фиксация детских ответов воспитателем в папке исследования.

Составление плана исследования:

• Наблюдение на прогулке;

• Спросить у другого человека;

• Посмотреть в интернете;

• Изготовить папку исследования, в которой детьми будут фиксироваться результаты, с помощью изображения на листах бумаги промежуточных результатов.

3 этап. Исследование (сбор материалов)

Наблюдение на прогулке

Раз снег греет, значит под ним тепло? Давайте раскопаем и посмотрим, согрел ли он кого-нибудь?

Фиксация результатов исследования на карточках при помощи карандашей.

Обращение с вопросом к родителям.

«Как снег может согреть?» (Фиксация результатов)

Поиск информации в интернете.

(Демонстрация картинок из интернета)

Экспериментирование.

Опыт № 1. «Защитные свойства снега».

Результаты были зафиксированы в виде рисунков.

Чтобы подтвердить полученные результаты, мы решили провести опыт с растениями.

Опыт № 2. «Овес под снегом»

Результаты были зафиксированы в папке исследования

4 этап. Обобщение данных

После проведенных экспериментов, наблюдений, практических заданий и бесед дети пришли к выводу, что снег действительно согревает растения и корни деревьев от холода.

Наша гипотеза оказалась верна.

Совместное развлечение с родителями

«Поможем природе согреться зимой»

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Снег сохраняет тепло» «Снег сохраняет тепло». Цель: побуждать детей к познавательно-исследовательской деятельности, обогащать представления детей о сезонных изменениях.

Исследовательский проект «Почему снег белый?» Исследование на тему: «Почему снег белый?» Введение Наступила зима. На улице стало холодно. Белым пушистым одеялом покрылась вся земля,.

Читайте также  Программы для прошивки модемов update wizard firmware

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе «Снег и лёд» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в 1 младшей группе. Воспитатель: Савинова Александра Александровна. Тема:.

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности «Почему не тонут айсберги» Конспект ООД по Познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Конспект ООД воспитателя с учетом интеграции образовательных.

Конспект организованной образовательной деятельности в первой младшей группе «Почему снег тает» Конспект организованной образовательной деятельности В первой младшей группе Автор: Воспитатель I квалификационной категории Новикова Галина.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Почему говорят «как с гуся вода?» в старшей группе Один раз в неделю в нашей группе организуется познавательно-исследовательская деятельность детей в различных формах. Тема "Перелетные птицы".

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Почему гусь не тонет?». Цель: Расширение представлений детей о диких птицах, свойствах пера птиц. Задачи: 1. Создание условий для ознакомления детьми с особенностями.

Проектная деятельность в детском саду «Почему нельзя есть снег?» Тип проекта : познавательно- исследовательский. Сроки: краткосрочный. Проблема:Все дети любят, есть снег. Взрослые в один голос твердят,.

Программа по формированию мотивации к ЗОЖ у младших школьников во внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров» Программа внеурочной деятельности по формированию мотивации к ЗОЖ у младших школьников во внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров»[/b].

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Вы пробовали проводить с детьми настоящие исследования? Это очень интересно! Занимательные опыты можно делать практически везде, как дома, так и во время зимней прогулки. И для их проведения не потребуются дорогостоящее оборудование и приборы. Главное в «домашних» исследованиях — поддержать природную любознательность детей и привить им интерес к решению возникающих задач. К тому же опыты – это всегда отличный семейный досуг и прекрасная возможность для совместного общения.

Почему снег называют одеялом?

Мы нередко слышим выражения «снежное одеяло» или «снег укрыл». А действительно ли так тепло под снегом? Попробуем разобраться.

Для опыта нам потребуются две пластиковые бутылки объемом 0,5 л. Наполним их пресной водой и отправимся с ребенком на прогулку, например, в ближайший лесопарк. День для этого нужно выбрать морозный, когда термометр за окном показывает не выше -8ºС.

Читайте также  Ручная настройка сети мегафон

В начале прогулки положим одну из приготовленных бутылок на снежный сугроб, а другую закопаем в снег. Вернуться к этому месту нужно будет через час-полтора.

Во время прогулки можно вместе с ребенком лопаткой попробовать раскопать на лесной опушке снег до самой земли. Наверняка там окажутся ростки зеленой травы. Удивительно – зимой под снежным одеялом есть «живая» трава, которая «спит» и дожидается весеннего тепла. Только обязательно закопайте раскопанный участок в конце «исследования», иначе трава замерзнет.

Вернувшись к месту, где лежат бутылки, возьмем их и посмотрим на результат. Вода в бутылке, которая оставалась на поверхности, замерзнет целиком или частично. А в спрятанной в снегу емкости – нет (или замерзнет, но гораздо меньше). Вот и ответ на вопрос — «тепло ли под снегом».

Почему море замерзает медленнее, чем реки?

Как и в предыдущем опыте нам потребуются две пластиковых бутылки 0,5 л с пресной водой. Только воду в одной из них нужно сделать соленой. Для этого добавим в нее 2 ст. ложки поваренной соли и тщательно взболтаем до полного растворения.

Как и в первом случае, бутылки необходимо будет на час-полтора оставить на лесной опушке (или во дворе). И не забыть выбрать для опыта холодный, морозный день. Однако, в этот раз ничего закапывать не нужно. Пусть обе емкости полежат на снегу.

Когда мы вернемся, будет видно, что подсоленная вода или не замерзла совсем или замерзла, но в меньшем объеме, чем пресная. Значит и море замерзает дольше. И причина этого — наличия соли.

Какой корм любят птицы?

Попробуем узнать о предпочтениях пернатых, которые подлетают к нашей самодельной кормушке. Опыт этот длительный и потребует недели или даже двух. Для него нужно изготовить кормушку, разделенную на секции – для пшена, семечек, хлеба, а также корма для птиц, который продают в зоомагазинах.

На протяжении недели необходимо будет счищать с кормушки выпавший снег, не затрагивая остатки корма. А в конце опыта – сравнить, сколько какой еды осталось. С детьми постарше такой опыт можно усложнить. Пусть они, наблюдая за кормушкой, проследят, какие виды птиц прилетают к ней чаще (синицы, снегири, поползни, свиристели…).

Белый ли снег?

Нам предстоит выяснить, зависит ли чистота снежного покрова от удаленности от автомобильной дороги. Для этого опыта потребуются три прозрачных баночки одинакового объема и фильтровальная бумага, которую можно заменить на вату или марлю.

В ходе исследования возьмем вместе с детьми три пробы снега – на обочине дороги, на тротуаре и в чистом месте, например, на опушке леса. Снег нужно будет набрать в приготовленные баночки.

Дома снег растает, и мы профильтруем его. Результаты загрязнений будут хорошо видны на фильтровальной бумаге. Детям станет понятно, что работа двигателя автомобиля – источник загрязнений. А совсем маленькие непоседы, которых с трудом удается убеждать не брать снег в рот, получат наглядный урок.

Шишка как прибор

Читайте также  Попала вода в микроволновку

В ходе этого опыта нужно будет определить влажность или сухость воздуха при помощи обычной сосновой шишки. И потребуются нам шишка, тонкая веточка (или зубочистка), лист картона, клей и фломастеры.

Когда мы найдем в зимнем лесу шишку, но увидим, что ее чешуйки, как правило, закрыты или полузакрыты. А дома, особенно на батарее, она, как по волшебству начнет раскрываться. Так обыкновенная шишка реагирует на изменение влажности. Поэтому из нее не сложно изготовить простейший прибор для измерения влажности воздуха – гигрометр.

Для раскрытия и сжимания чешуек нужно время – на глаз такие изменения не заметны. Чтобы уловить движения чешуек, необходимо закрепить между ними зубочистку. Потом шишку приклеивают к листу картона, а рядом рисуют шкалу. При увеличении влажности конец зубочистки будет смещаться в одну сторону, а при ее снижении – в другую.

Почему талой воды меньше, чем снега?

Интересный опыт можно провести для того, чтобы дети понимали, как отличается объем снега и талой воды, которая из него получается. И для такого исследования нужно взять литровую банку и любой дозатор для измерения жидкостей. Например, ту емкость для измерений, которой мы используем на кухне.

На прогулке наполним литровую банку снегом, а дома измерим объем получившейся талой воды. Для маленьких детей проводить измерения не нужно, так как результат они увидят сами. Растаявшей воды будет несколько меньше, чем снега. Для детей постарше после сравнения измерений стоит составить пропорцию, показывающую как соотносятся объемы снега и воды.

Сколько лет дереву?

Все мы знаем, что возраст дерева можно определить, сосчитав годовые кольца на спиле или пеньке. Хорошо научить этому детей и показать им, как зависит ширина колец от благоприятных условий в жизни дерева и от времени, когда оно испытывало нужду в свете и тепле. Чтобы годовые кольца были видны лучше, их можно подкрасить раствором йода, чернилами или акварельными красками.

Но не всегда в лесу есть пеньки. И лесники определяют возраст дерева по специальным таблицам соответствия диаметра ствола количеству прожитых лет. Их, кстати, не сложно найти в интернете.

У елей и сосен ежегодно развивается новый круг веток. И зимой это заметно особенно хорошо. Чтобы узнать, сколько лет елочке, нужно сосчитать эти круги веток по всему стволу, не забывая засохшие ветки (или сучки) у основания ствола. К полученному результату необходимо добавить цифру 2 или 3, ведь в первые годы жизни дерева ветки не отрастают. У детей такой опыт не только развивает наблюдательность, но и тренирует навыки устного счета.

Какой формы снежинка?

Для опыта нужно иметь кусок темной однотонной ткани, который перед прогулкой на улицу лучше охладить (поместить в морозилку). Попробуйте во время снегопада собрать на такую ткань снежинки и рассмотреть их вместе с детьми. Какой они формы? Большинство снежинок имеет по шесть лучиков. Но когда поднимается ветер, снежинки слипаются между собой. И тогда мы говорим, что снег валит хлопьями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector