Почему никас сафронов плохой художник

Почему Никас Сафронов — плохой художник? Если мне нравятся его картины — у меня проблемы с вкусом?

Никас Сафронов — представитель "салона", салонной живописи. Это течение по причине своей буржуазности и безыдейности было наравне с различным "формализмом" эстетически-репрессировано в советское время, поэтому не удивительно, что в постсоветский период происходит запоздалый всплеск внимания к салонному искусству и его авторам. "Запоздалый" — удачный эпитет для характеристики салонного искусства в целом: эти картины, вне зависимости от даты их создания, представляют реальность в лучшем случае последних десятилетий XIX века с помощью художественных средств того же времени. Эта реальность, в которой не просто не случилось двух мировых войн, — она вообще лишена проблем. В этом смысле любовь к салонной живописи психологически соответствует нежеланию человека видеть проблемы ("думать о грустном") — надо признать, что это род душевной неразвитости. Поэтому уже не так важно, что Сафронов плохо владеет рисунком и живописью, так что все в его работах выглядит плоским, нанатуральным, "картонным", — ненастоящий сам мир, к которому апеллирует создатель этих картин. Во всех странах существует масса подобных художников, которым не уделяется столько внимания, сколько получает от отечественных СМИ Сафронов. И в этом есть свой парадокс: постоянно позиционируя себя как противника модернизма и современного искусства, Сафронов существует по законам, придуманным Энди Уорхолом, и иначе он невозможен. На символическом (и на реальном также) рынке классического искусства Сафронов был бы неконкурентоспособен — его художественные умения очень незначительны. Подобный художник может хорошо смотреться, скажем, в Битцевском лесопарке и на других смотрах самодеятельной творческой активности.

Однако же хорошо смотрится и в богатых интерьерах, и признан многими. Да и бабки такие поиметь — наверняка есть, за что платить.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2019. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Анна Старицкая

Уже нарисовали

История началась с того, что Сафронов опубликовал у себя в Facebook фотографию с музыкантом и подаренной ему картиной.

Критики творчества художника не оставили этот пост без внимания. Один из них напомнил, что подобная картина уже существует.

Другие шутили, что на картине изображен Игги Поп или Максим Покровский из группы «Ногу свело».

Третьи намекали на то, что Сафронов при помощи Photoshop вставляет изображения людей в фон известных картин, затем распечатывает получившиеся рисунки и раскрашивает их красками.

Во время написания материала некоторые комментарии со странички исчезли.

Подарок

Сафронов рассказал «360», что подарок Нику Кейву очень понравился. Помимо картины, художник передал ему дружеский шарж, который сделал в 1990-е. Обе работы музыкант принял с большой благодарностью.

Читайте также  Промокод wildberries на все товары

«Картина Нику Кейву очень понравилась. Он был тронут, что я придумал для него такой образ. Я видел исполнителя на сцене в 1993 году в Лондоне. Тогда же я познакомился с Дэвидом Боуи — его портрет тоже есть в серии „Река времени“», — пояснил он.

Но отчего-то, добавил художник, фотографию, где музыкант душевно обнимает автора работы, в интернете восприняли негативно. Художник назвал это «глупостью», поскольку сам является человеком сентиментальным и иногда обнимает тех, кто ему симпатичен. Это не говорит о каких-то склонностях или ориентации, пояснил он.

«Река времени»

В 1985 году Сафронов, благодаря жене-француженке, стал выезжать за границу. Посещая иностранные художественные музеи, он просил у руководства разрешения на копирование полотен, чтобы понять их технику и манеру живописи.

«В основном, это были мастера Средних веков. Начинал я с Веласкеса, Эль Греко, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Потом уехал изучать голландцев и малых голландцев. Ян Стен — как раз из тех художников, чьи работы я копировал в Голландии. Потом я уехал в Париж изучать импрессионистов, затем в Лондон — изучать ван Дейка и Тернера», —пояснил он.

В 1990-е годы в лондонской квартире Сафронова собралось достаточно много копий. В то время, вспоминает он, его имя стало обретать широкую популярность. Чтобы работы не пропадали, художник вписывал в них разных людей, а позже и животных. Два английских дизайнера даже использовали картины для своей одежды. Наносили принт на майки, рубашки и блузки.

«Собаки стали выходить в военных формах, в оригинальных костюмах. Я их очеловечил. Герои мне не позировали, а кого-то уже и не было в живых. В серию „Река времени“, где я на этих холстах как бы придумывал истории, попали Одри Хепберн, Мопассан, Гоголь и другие. Потом я даже написал своего отца в виде дожа, моих любимых актеров Джека Николсона, Роберта де Ниро, Меладзе, Пугачеву», — рассказал художник.

«Поверхностные люди»

По мнению Сафронова, те, кто оставляет насмешливые или негативные комментарии под его постом, — «поверхностные люди». Вместо того, чтобы порадоваться за художника, они пытаются нейти подвох, нисколько не разбираясь в истории его творчества.

«Можно изучить и узнать, откуда растут ноги картины, и почему появился этот портрет. Я часто в названиях говорил, что это — посвящено Брейгелю, или у меня есть работа „Автопортрет на фоне Дюррера“ — там мое лицо нарисовано в виде Дюрера», — сказал Сафронов.

На сегодняшний день работы серии «Река времени» используются для многочисленных постеров и календарей. Искусствоведы написали не одну статью и книгу об этом известном цикле, так что, недоумевает художник, ни для кого ее существование не было секретом.

«Нужно знать историю художника. Тем более известного, такого уровня, как Никас Сафронов, который выставляется во всем мире и пользуется огромной популярностью. И находится практически во всех крупных музеях России, в том числе и в Эрмитаже, Третьяковке, Русском музее. Нужно глубже знать его творчество, а не смотреть так поверхностно: увидели, ляпнули типа „мы-то знаем, сами с усами“ — это все неправильно», — заключил художник.

Невозможно обвинить в плагиате

Художник и искусствовед Вера Лагутенкова пояснила «360», что вызвавшую шумиху в интернете работу Сафронова она не видела, но знает, что художник часто работает с репликами произведений известных живописцев.

Читайте также  Раствор для проявки фоторезиста

«Он часто делает компиляции на основе уже существующих великих или известных полотен. Поэтому если речь идет об обвинениях в плагиате, то Сафронов — это автор, который менее других позволяет себе недобросовестную цитацию предыдущих художников. Он очень аккуратен в этих вопросах», — пояснила Лагутенкова.

Искусствовед Михаил Миндлин сообщил «360», что художники очень часто рефлексируют по поводу великих и известных предшественников. Они часто на них ориентируются, внося некие изменения, которые меняют восприятие произведения и иногда даже его смысл.

«Таких примеров достаточно много. Например, Марсель Дюшан, поднявший уголки губ знаменитой Моны Лизы. Получилось новое произведение, она стала улыбаться. Но это же не копия произведения, которую автор выдает за свое», — сказал он.

В живописи есть правило, добавил он. Копия не может один в один повторять оригинал, должен слегка меняться хотя бы размер. Если художник не вносит никаких интерпретаций в картину — это плагиат, а если же он использует композицию, цветовое решение, построение произведения и даже размер, но вносит что-то свое, изменяющее смысл — то это вполне допустимо.

Художественный критик Александр Евангели также заявил «360», что говорить о плагиате по отношению к искусству XVII века, по меньшей мере, странно. Начиная со второй половины XX века это является стандартной ситуацией постмодернистского цитирования.

«Я думаю, что критикующие картину Сафронова, с одной стороны, интересуются его личностью, с другой — собственной репрезентацией в отсутствие других способов привлечения внимания в себе. Поэтому они выбирают простой способ критики чего бы то ни было, особенно того, что заметно. Каких-то поп-культурных явлений, вроде Никаса Сафронова. Так что это все понятно и прозрачно», — добавил он.

Посетил персональную выставку «самого известного художника современной России». И своими впечатлениями от увиденного я хочу поделиться с уральцами. Нужно ж мне, чёрт возьми, как художнику, разобраться, что это: экстраординарное событие в области культуры или пост-шекспировский водевиль «Много шума из ничего», непонятно каким ветром занесённый в нашу «уральскую глухомань»?

Начну, пожалуй, с главного: Сафронов не только не «самый-самый в России». Он вообще не художник. Он — мыльный пузырь, не более. «Самым» его сделало телевидение и, как ни странно, зритель с его неистребимым желанием смотреть с утра до вечера всевозможные шоу. Настоящему художнику — не до них; почитайте биографии мастеров: у них практически не было личной жизни. Этюды, пленэры, поиск натуры, круглосуточная работа в мастерской, — в ней они практически жили. Парадные портреты (на заказ) царских особ — вовсе не из стремления стать «придворными»: это, подчас, было продиктовано единственной возможностью получить приличный гонорар за свою работу. ХУДОЖНИКАМ ВСЕХ ЭПОХ ВСЕГДА ЧУЖДА БЫЛА ВКУСОВЩИНА И ПРИСПОСОБЛЕНЧЕСТВО (Исключение — Налбандян, зарывший свой талант в «сталиниану»). Сколько из них умерло в нищете. Винсент Ван Гог, Рембрандт Ван Рейн. Первого «тащил в знаменитые» младший брат Тео, давая гению деньги на жизнь, покупая ему холсты и краски, оплачивая лечение в психиатрических клиниках, куда художник попадал в результате депрессий, вызванных общественным неприятием его творчества. К второму на излёте жизни пришли ростовщики и описали всё его убогое имущество: голландскому живописцу и мировому гению нечем было оплачивать по счетам. Арестовали и самое ценное, что оставалось у художника незадолго до кончины. «. Картина «ДАНАЯ», размер 185 Х 202»,- написали они в своей описи, перед тем как погрузить шедевр в подогнанную для этой цели повозку, вместе с кухонной утварью и загрунтованными холстами.

Читайте также  Сервис поиска сетевых ресурсов отключен ubuntu

Никасу Сафронову некогда заниматься творчеством: с одного шоу он спешит на другое, затем — на третье. На них он рассказывает много чего интересного из своей личной жизни: в какую копеечку ему обходится ремонт в купленной намедни квартире; как его обокрал малолетний гастарбайтер, умыкнув сотовый из машины, в которой Никас подвозил бессовестного воришку; рассказывает о сотнях романов (последних, полагаю, на порядок больше, поскольку одну из сонма бывших возлюбленных, кинувшуюся Никасу на грудь прямо в студии, Никас даже не признал); рассказывает о расценках — от ста тысяч рублей за кило. ой, простите — за живописную единицу.

Самое главное моё разочарование в творчестве Никаса Сафронова — это отсутствие творчества в творчестве. Я не увидел ЖИВОписи в живописи: на немногочисленных холстах, изображающих природу — какие-то мёртвые, вымученные пейзажи, с отсутствием воздушной перспективы. Неверны и линейные перспективы (точка схода в них либо отсутствует, либо находится невесть где); о технике лессировки Никас — рупь за сто! — даже не слышал; абрис предметов излишне резок; каждая деталь в перегруженной композиции кричит: «Я самая красивая!»; вода у художника — пластилиновая, то есть Никас абсолютно не умеет писать воду; облака напоминают вату, поскольку написаны лишь цинковыми белилами. «Нет, это не Рокуэл Кент», — подумал я, разглядывая сафроновские «облака» (у американского художника специалисты насчитываю до двухсот оттенков белого. ). Метафорический язык Никаса излишне вычурен и претенциозен, подтекст сюжетов — если такой имеется — боюсь, понятен лишь автору: в них, увы, откровенно читается его стремление к подражательству. Лавры Дали не дают Никасу покоя — это видно невооружённым глазом. И Никас решил: «А Я ЧЕМ ХУЖЕ?!», дав с в о ё прочтение вечного. Только сделал это даже не в разы, а на многие порядки хуже одержимого испанца.

Галерея портретов Сафронова. Несколько слов о ней. Всё та же страсть к деталировке. Портрет Ди Каприо: количество волосков в бровях американской звезды, облачённой Никасом в костюм дворянина 17 века, при желании можно сосчитать; портрет Роберта Де Ниро запомнится зрителю тщательно выписанной бородавкой; Клуни — образом пуделя в дурацком парике; Пьер Ришар — улыбкой гуттаперчевой куклы с сетью застывших мимических морщин; Николь Кидман — глянцевым профилем, создающим ощущение позирования для журнала «Плэй-бой», но никак не для психологического портрета.

Есть такая штука, называется она ЭПИДИОСКОП; это такое довольно нехитрое устройство из зеркал и линз: в него кладёшь фотографию, а проекция с фото ложится на стену или холст; можно обвести контур и после чего раскрасить «портретируемого». Вот, когда смотришь на портреты Никаса Сафронова, то создаётся ощущение, что «ваял» «мастер» именно таким способом.

Этому ощущению помогает утвердиться ещё и то обстоятельство, что каждому, кто пришёл на выставку Сафронова, волей-неволей приходиться идти через залы первого этажа, где экспонируются работы гениев прошлых эпох: Айвазовского, Репина, Крамского, Шишкина, Поленова, Левитана. Портретом графини Бобринской, написанным Генрихом Манизером в 1878 году, можно любоваться часами.

Никас, к моему большому сожалению, не Манизер. Он, увы, лишь серенький пазл в такой же серенькой картинке из нашей блёклой действительности, а искусство настолько универсальное слово, что им можно называть что угодно, даже раскрашенный картон с подписью Никаса Сафронова.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector