Почему спидометр показывает большую скорость

Спидометр автомобиля определяет скорость машины, ведь глаз водителя «замыливается» – и немалые 100 км/ч кажутся черепашьим шагом.

Что такое автомобильный спидометр?

Автомобильный спидометр — это измерительный прибор для определения мгновенной скорости движения автомобиля. Показания выводятся в километрах в час (км/ч), или, как в Америке, — мили в час. В основном, бывают двух видов: аналоговые (или механические) и цифровые спидометры.

Что показывает спидометр автомобиля? На заднеприводных автомобилях спидометр обычно контролирует вращение вторичного вала коробки передач и по нему рассчитывается скорость. Значит, показания зависят от размера шин, передаточного числа редуктора заднего моста и собственной погрешности прибора.

Спидометры переднеприводных автомобилей измеряют скорость с помощью привода левого колеса. Значит, к погрешности спидометра и влиянию размера шины прибавляется эффект от закругления дороги: на поворотах влево «приборная скорость» чуть меньше, чем посередине машины, а вправо – чуть больше.

Что касается автомобильного спидометра — нетрудно догадаться, почему он именно "преувеличивает" и показывает большую скорость. Во-первых, у водителя будет меньше шансов нарушить скоростной режим и получить штраф. Во-вторых, если бы спидометр занижал реальную скорость, водители затаскали бы автопроизводителей по судам, доказывая, что все аварии и штрафы случились из-за неверных показаний приборов.

Среднее значение погрешности у современных спидометров — 10% на скорости в 200 км/ч. Причем зависимость, как правило, нелинейная. Это значит, что на 110 км/ч разница с реальной скоростью может составлять 5-10 км/ч, а на скоростях до 60 км/ч погрешности почти нет или она минимальная.

Но почему спидометр обязательно должен "врать"? Дело в том, что ему труднее быть точным, чем многим другим приборам. Ведь скорость движения обычно определяется по скорости вращения колеса. Эта скорость зависит от диаметра колеса, а это — параметр нестабильный.

Как сказываются шины нештатного размера на показания спидометра? Замена шины 185/60R14 на шину 195/55R15 или наоборот меняет показания спидометра на 2,5%. Немного? Но вопрос еще в том, как эта ошибка сложится с погрешностью самого спидометра, как скажется износ шин, давление в них. Низкое давление также искажает показания спидометра.

Читайте также  Почтовый ящик inbox ru войти

Если спидометр автомобиля показывает скорость в милях в час, то как перевести в километры в час? Особенно, это касается машин из Америки, где изначально спидометры калибруются в милях в час. Считайте, что 1 миля равна 1,6 км. Значит, если спидометр показывает скорость 90 миль в час, то это 144 км/ч (90 х 1,6 = 144 км/ч). Обратный подсчет из км/ч в миль/ч производиться путем деления на 1,6.

Поделиться

То, что в реальности скорость автомобиля всегда чуть меньше, чем показывает спидометр — не секрет для большинства автолюбителей. Но почему это вошло в традицию? Истинную скорость легко может показать любой, даже недорогой навигатор — почему автопроизводители продолжают "мухлевать"?

То, что в реальности скорость автомобиля всегда чуть меньше, чем показывает спидометр — не секрет для большинства автолюбителей. Но почему это вошло в традицию? Истинную скорость легко может показать любой, даже недорогой навигатор — почему автопроизводители продолжают "мухлевать"?

Новая рубрика АвтоВестей ищет ответы на вопросы, над которыми не раз задумывался почти каждый неравнодушный к автомобилям человек — задумывался, но не находил нужным тратить время на поиски ответов. Ведь ответы эти скорее удовлетворяют любопытство, чем приносят практическую пользу. Но ведь порой любопытство оказывается не менее сильным инстинктом, чем забота о собственном благополучии и комфорте. Поэтому на этой неделе АвтоВести ежедневно публикуют ответ на один из таких вопросов. Кстати, это будет далеко не первая "неделя простых вопросов": мы собираемся искать ответы и дальше — в том числе ответы на вопросы, которые вы зададите в комментариях.

Почему же "врет" спидометр?

Что касается спидометра — нетрудно догадаться, почему он именно "преувеличивает". Во-первых, у водителя будет меньше шансов нарушить скоростной режим и получить штраф. Во-вторых, если бы спидометр занижал реальную скорость, водители затаскали бы автопроизводителей по судам, доказывая, что все неприятности (штрафы, аварии, поломки) случились с ними из-за неверных показаний приборов.

Читайте также  Преобразование фото в векторный рисунок

Среднее значение погрешности у современных спидометров — 10% на скорости в 200 км/ч. Причем зависимость, как правило, нелинейная. Это значит, что на 110 км/ч разница с реальной скоростью может составлять 5-10 км/ч, а на скоростях до 60 км/ч погрешности почти нет.

Но почему спидометр обязательно должен "врать"? Дело в том, что ему труднее быть точным, чем многим другим приборам. Ведь скорость движения обычно определяется по скорости вращения колеса (точнее, показания снимаются с одного из валов в трансмиссии, но скорость вращения этого вала прямо пропорциональна скорости вращения колеса). Эта скорость зависит от диаметра колеса, а это — параметр нестабильный.

"Колесо может быть приспущенное или перекачанное, зимой воздух в покрышке одной температуры, а летом — другой. Все это влияет на диаметр колеса и как следствие — на показания спидометра, — говорит Андрей Глазков, директор по маркетингу российского представительства компании Mazda. — Не говоря о том, что водитель может поставить диски диаметром на несколько дюймов больше чем у стандартных. Поэтому создать сверхточный спидометр в теории можно. Но и стоить он будет дорого. Кстати, на престижных немецких машинах, насколько я знаю, стоят спидометры с минимальной погрешностью — но и цены на эти машины не назовешь демократичными. "

Многие считают, что цифровые спидометры точнее стрелочных, но на деле это не более чем заблуждение. "Цифровые спидометры ничем не отличаются от аналоговых: механизм измерения скорости одинаковый, отличается лишь метод отображения результатов этих измерений", — поясняет Максим Неупокоев, менеджер по обучению российского представительства Porsche.

По идее, получить сверхточный спидометр сейчас не так уж сложно: достаточно на роль источника данных выбрать GPS-модуль штатной навигационной системы. Так наверняка и произойдет, когда навигация станет неотъемлемым элементом автомобиля, а не чрезвычайно дорогой опцией. Пока же водителям остается мириться с маленьким "вруном", постоянно маячащим перед глазами.

Читайте также  Почему надувается натяжной потолок

Показания спидометра почти всегда отличаются от истинных значений скорости. И сделано это сознательно.

Сразу скажем, что если автомобиль исправен и он не подвергался никаким переделкам, то показания его спидометра не такие-то уж и неточные. Они всегда соответствуют требованиям ГОСТ и ЕЭК ООН. Однако здесь же содержится и ответ на вопрос: средняя погрешность спидометра, как и одометра, может быть только положительной! И никогда отрицательной. Иными словами, спидометр категорически не имеет права занижать вашу скорость! А вот завышать — пожалуйста: процентов на 5–10. Есть точная формула: кому интересно, обращайтесь, например, к ГОСТ Р 41.39–99 (пункт 5.3).

Зачем это нужно? Современные спидометры, как и любые измерительные приборы, теоретически не могут быть абсолютно точными (GPS оставим в покое — в тоннелях спутников вообще не видать). А поскольку занижать скорость запрещено, инженеру-разработчику остается одно: заложить погрешность в «плюс». Именно это и сделано во всех серийных автомобилях. Почему же спидометр не имеет права занижать скорость? Дело в безопасности: неопытный водитель может решить, что едет «слишком медленно». А это добром не кончится.

Остальные причины «вранья» спидометров тоже лежат на поверхности. Низкое или завышенное давление в колесах тут же отразится на их показаниях. К примеру, спущенным колесам для достижения нужной скорости придется вращаться быстрее, а потому прибор будет показывать больше, чем при нормальном давлении. При установке докатки меньшего диаметра спидометр тоже начнет показывать чуть больше. А если, к примеру, установить на жигули короткую главную пару вместо длинной, то фактическая скорость машины при той же частоте вращение коленвала уменьшится, хотя спидометр, связанный с выходным валом коробки передач, станет показывать то же, что и при длинной паре. Реальная скорость при этом будет им завышаться.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector