Помогай ношу взваливать а не сваливать

Цитаты дня.
М. Ц. в 1915 г. знакомится с Осипом Мандельштамом и, спустя год, пишет ему стихи:

Никто ничего не отнял –
Мне сладостно, что мы врозь!
Целую Вас через сотни
Разъединяющих верст.

Я знаю: наш дар – неравен.
Мой голос впервые тих,
Что Вам, молодой Державин,
Мой невоспитанный стих!

На страшный полёт крещу Вас:
— Лети, молодой орел!
Ты солнце стерпел не щурясь, —
Юный ли взгляд мой тяжел?

Нежней ли бесповоротней
Никто не глядел Вам вслед.
Целую Вас через сотни
разъединяющих лет.

У них был бурный, но короткий роман с рождественскими встречами в Петербурге, Москве, Владимире:

Не три свечи горели, а три встречи –
Одну из них сам Бог благословил,
Четвертой не бывать, а Рим далече —
и никогда он Рима не любил.

Не цитирую стихотворение полностью, это очень интересное историческое произведение О. М. я лишь отмечу здесь зашифрованное в последней строке имя Марины: "Рима не"- Марине. Как знать, может быть, это было бы удивительно. если бы судьбе было угодно упрочить эту связь двух гениев поэзии, но Господь рассудил иначе, мудрее: поэты ведь особы августейшие — не принадлежат самим себе. Да и опыт семейной жизни А.А. с Николаем Гумилевым окончился, как мы знаем, печально. Уместно теперь сказать о поэтическом диалоге Мандельштам — Ахматова, поскольку мы вновь заговорили о ней. Вот короткое восьмистишье О. М."Ахматова":

Вполоборота, о печаль,
На равнодушных поглядела.
Спадая с плеч, окаменела
Ложноклассическая шаль.

Зловещий голос — горький хмель —
Души расковывает недра:
Такщая Федра — (. )
Стояла, некогда Рашель.

Легкая, едва заметная ирония, столь присущая блистательному Осипу Эмильевичу, а, вместе с тем, восторг и преклонение перед женщиной вообще, и перед Ахматовой, в частности,- таким предстает О.М. в этом маленьком шедевре. А если учесть, что образ Федры — один из любимейших для раннего Мандельштама: "Я не увижу знаменитой" Федры. то стихотворение подразумевало ожидание ответа. Увы, достойный ответ А. А. пришел слишком поздно: в 1957-м, через 43 года после того, как было написано «Ахматова» и почти 20 лет спустя, после того как сгинул поэт в гулаговских лесах под Владивостоком:

Я над ними склонюсь, как над чашей,
В них заветных заметок не счесть —
Окровавленной юности нашей
Это черная нежная весть.

Тем же воздухом, так же над бездной
Я дышала когда-то в ночи,
В той ночи и пустой и железной,
Где напрасно зови и кричи.

О, как пряно дыханье гвоздики,
Мне когда-то приснившейся там,
Это кружатся Эвридики,
Бык Европу везет по волнам.

Это наши проносятся тени
Над Невой, над Невой, над Невой,
Это плещет Нева о ступени,
Это пропуск в бессмертие твой.

Это ключики от квартиры,
О которой теперь ни гу-гу…
Это голос таинственной лиры
На загробном гостящем лугу.

Сравните, между прочим, с мандельштамовскими «Ничего, голубка Эвридика», «Нежные руки Европы,- берите все. »
Работая над этим эссе, прочел письма Б. П. к О. М. Они действительно любили друг друга и, хотя вслух никогда не говорили, но понимали, я думаю,
это свое поэтическое превосходство над другими. Зато охотно превозносили
превосходство другого над собой. Вот О.M. отзывается на ст-е Б. П.

Красавица моя, вся стать.
Вся суть твоя мне по cepдцу,
Вся рвется музыкою стать,
И вся на рифмы просится.

А в рифмах умирает рок,
И правдой входит в наш мирок
Миров разноголосица.

И рифма не вторенье строк,
А гардеробный номерок,
Талон на место у колонн
В загробный мир корней и лон…

Ночь на дворе. Барская лжа:
После меня хоть потоп.
Что же потом? Хрип горожан
И толкотня в гардероб.

Читайте также  Служба определение оборудования оболочки

Бал-маскарад. Век-волкодав,
Так затверди ж назубок:
Шапку в рукав, шапкой в рукав —
И да хранит тебя Бог!

В статье "Литературная Москва" О. М. пишет: «Изобретение и воспоминание — две стихии, которыми движется поэзия Б.П.» «Величественная домашняя русская поэзия Пастернака» — называл он творчество Б.П. А тот, в письме к Мандельштаму пишет: «Милый мой, я ничего не понимаю! Что хорошего нашли Вы во мне? Кто внушал и подсказывал Вам статьи вроде «Российских» или той, что в «Русском искусстве». На что Вы польстились? Да ведь мне в жизнь не написать книжки, подобной «Камню»! Этот «магический квадрат» великих поэтов отмечали и их современники. Известная поэтесса и переводчик Мария Сергеевна Петровых, пережившая всех своих друзей, напишет в 1962 г. вот это стихотворение:

Ахматовой и Пастернака,
Цветаевой и Мандельштама
Неразлучимы имена.
Четыре путеводных знака
Их горний свет горит упрямо.
Их связь таинственно ясна.
Неугасимое созвездье!
Навеки врозь, навеки вместе.
Звезда в ответе за звезду.
Для нас четырехзначность эта —
Как бы четыре края света,
Четыре времени в году.
Их правотой наш век отмечен.
Здесь крыть, как говорится, нечем
Вам, нагоняющие страх.
Здесь просто замкнутость квадрата,
Семья, где две сестры, два брата,
Изба о четырех углах.

Цитаты дня.
Пифагор. Окончание.
Как и семь мудрецов, он давал наставления о том, как надо жить. Но у мудрецов все было сказано кратко и ясно, а Пифагор нарочно говорил загадочно и иносказательно. Что, например, могут значить такие заветы: «Не разгребай огонь ножом», «Не ходи по качающемуся бревну», «Не наступай на обрезки волос и ногтей», «Помогай ношу взваливать, а не сваливать», «Что упало, не поднимай», «Не разламывай хлеба надвое»? И даже: «Обувай первой правую ногу, а мой левую», «Не оставляй след горшка на золе» — и так далее, и так далее.
Некоторые отгадки сохранились. «Не разгребай огонь ножом» — это значит: человека вспыльчивого и надменного резкими словами не задевай. «Помогай ношу взваливать, а не сваливать» — поощряй людей не к праздности, а к добродетели и к труду. «Что упало, не поднимай» — перед смертью не цепляйся за жизнь. «Не разламывай хлеба надвое» — не разрушай дружбы. «Через весы не шагай» — соблюдай меру во всем. «Венка не обрывай» — не нарушай законов, ибо законы — это венец государства. «Не ешь сердца» — не удручай себя горем. «По торной дороге не ходи» — следуй не мнениям толпы, а мнениям немногих понимающих.
Самое же знаменитое его требование было — не есть бобов. Объяснений ему (и в древности, и в новое время) приводилось очень много: и потому-де, что это слишком насыщенная белками пища, и потому, что с виду они похожи на аидовы врата, и потому, что они состоят из двух половинок, точно так же, как человек, у которого всего по два: и рук, и ног, и так далее, и даже «потому, что они подобнее всего человеческому составу, и если во время цветения бобов взять цветок, уже потемневший, положить в глиняный сосуд, закопать в землю на девяносто дней, а потом откопать и открыть, то вместо боба в нем окажется человеческая голова». Не думаю, чтобы кто-нибудь в Греции проверял эти опыты.
Из-за бобов Пифагор и погиб. Он жил в городе Кротоне в Италии, знать его почитала и училась у него, а народ ненавидел. Против Пифагора и его учеников вспыхнуло восстание. Пифагор бежал, за ним гнались. Впереди было поле, засеянное бобами. Пифагор остановился: «Лучше погибнуть, чем потоптать бобы». Здесь его и убили.
Почему же Пифагор и его ученики так много занимались математикой? Почему потом Платон, многое перенявший от пифагорейцев, написал на дверях своей школы: «Не знающим геометрии вход воспрещен»? Потому что знание математики более всего приближает человека к богам. Чем? Тем, что даже бог не может сделать, например, чтобы дважды два не равнялось четырем, а сумма квадратов катетов — квадрату гипотенузы. Если есть в мире законы, которым повинуется все на свете — и люди, и боги, то это прежде всего законы математические. Кто знает математику, тот знает то, что выше бога.

Читайте также  Редакторы для инстаграмма на айфон

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.04.2015. ***
  • 27.04.2015. Из М. Гаспарова
  • 26.04.2015. Из М. Гаспарова
  • 25.04.2015. Гераклит
  • 24.04.2015. Марина и Осип
  • 23.04.2015. Пифагор. Марина и Анна.
  • 22.04.2015. Марина и Фалес
  • 21.04.2015. Фалес из Милета
  • 20.04.2015. ***
  • 19.04.2015. Их было четверо
  • 18.04.2015. Ахматова
  • 17.04.2015. ***
  • 16.04.2015. Борис Натанович Стругацкий
  • 15.04.2015. Борис Натанович Стругацкий
  • 14.04.2015. Гюнтер Грасс
  • 13.04.2015. Михаил Гаспаров
  • 12.04.2015. Пиндар
  • 11.04.2015. Уроки Валерия Попова
  • 10.04.2015. Булат
  • 09.04.2015. Окончание
  • 08.04.2015. ***
  • 07.04.2015. Цитаты дня. В. А. Лекторский.
  • 06.04.2015. В. А. Лекторский
  • 05.04.2015. Лекторский
  • 04.04.2015. Вот и весь расклад
  • 03.04.2015. Фаулз
  • 02.04.2015. Из повести о творчестве
  • 01.04.2015. Умные мысли

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2019 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Пифагор был великим математиком и мудрецом, но этого ему было мало. Он хотел быть пророком.

О нём рассказывали чудеса. Пифагор, как говорят, заставил спуститься к нему пролетавшего над ним белого орла, когда он беседовал с учениками на Олимпийских играх о гадании по полету птиц, о символах и небесных знамениях, говоря, что все это – послания от богов и видения орлов – предназначено для тех людей, которые наиболее любезны богам. Погладив орла, он отпустил его. Посредством этих и подобных случаев он показал, что обладает способностью Орфея повелевать дикими зверями, одновременно и очаровывая, и укрощая их силой своей речи. Переходя вброд реку Сирис, он сказал: "Здравствуй, Сирис!" И все слышали, как река прошумела в ответ: "Здравствуй, Пифагор!" В один и тот же полдень его видели в городе Кротоне и в городе Метапонте, хотя между Кротоном и Метапонтом — неделя пути. Он говорил: "Я не учу мудрости, я исцеляю от невежества".

Пифагор обладал способностью успокаивать и убеждать словами, распространявшейся даже на животных. Он учил, что обладающие разумом могут воздействовать на все обучением, даже когда они имеют дело с дикими, лишенными разума существами. Ведь говорят, что, поймав давнийскую медведицу, причинявшую огромный вред жителям, он долго гладил ее и, покормив хлебом и орехами, отпустил, взяв с нее обещание никогда больше не касаться живых существ. Она тотчас ушла в горы и леса, и с той поры никогда не видели, чтобы она вообще на кого-нибудь нападала, даже на животных. Направляясь из Сибариды в Кротон, он остановился на берегу около рыбаков и, пока они тянули из глубины тяжелую сеть, сказал им, какой будет улов, и назвал число рыб. Когда рыбаки решили делать то, что он им скажет, если так и окажется, он приказал пересчитать рыб и отпустить живыми. И еще более удивительно то, что, пока он был рядом, ни одна рыба, находясь вне воды, пока велся подсчет, не задохнулась.

Читайте также  Получить месяц прописью из даты 1с

Самое известное из открытий Пифагора — это, конечно, теорема о том, что в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Повод для этого открытия был самый прозаический. Нужно было решить задачу, с которой сталкивается любой землемер или строитель: как по данному квадрату построить квадрат, вдвое больший? Пифагор решил её: нужно провести через данный квадрат диагональ и построить на ней квадрат, и он будет вдвое больше данного. А потом, разглядывая свой чертёж, он достиг и более общей формулировки теоремы. После этого он объявил, что сами боги подсказали ему это решение, и принёс богам самую щедрую жертву, какую знало греческое благочестие, — гекатомбу, стадо из ста голов скота.

У Пифагора было много учеников. Их учение продолжалось пятнадцать лет. Первые пять лет ученик должен был молчать: это приучало его к сосредоточенности. Вторые пять лет ученики могли слушать речи учителя, но не видеть его. Только последние пять лет ученики могли беседовать с учителем лицом к лицу. Наставления Пифагора начинались словами: "Самое священное на свете — лист мальвы, самое мудрое — число, а после него — тот из людей, кто дал всем вещам имена". Пифагор говорил ученикам: "Всё на свете создалось из числа. Единица — это точка, двойка — линия, тройка — плоскость, четвёрка — тело. Кроме того, двойка — число женское, тройка — число мужское, пятёрка — число супружества, восьмёрка — число дружбы, десятка — число мудрости и совершенства. Пирамида есть знак огня, куб — земли, восьмигранник — воздуха, двенадцатигранник — воды. Семь струн на лире, семь светил на небе, каждое из них звучит, как струна, и звуки их слагаются в музыку сфер".

Пифагор рассуждал так. Хорошо, думал он, пусть человек и камень одинаково состоят из воды, огня или чего угодно, но ведь тем не менее человек и камень — это совсем не одно и то же! В чём же между ними разница? Очевидно, разница — в их внутреннем строении. А что такое строение? Это размеры и соотношения частей. А чем определяются размеры и соотношения? Числом! Стало быть, сущность любого предмета со всеми его качествами можно выразить числом: число — начало всего. Да вот и пример: какие из чисел сильнее — четные или нечетные? Нечетные: потому что четное можно разделить пополам, и от него ничего не останется, а нечетное нельзя разделить бесследно — от него всегда останется единица в остатке. Вот и получается, что числом женщины будет двойка, первое четное число, а числом мужчины — тройка, первое нечетное число (единица не в счет), а числом брака — пятёрка, их сумма. и так далее.

Когда его ученики просыпались по утрам, они должны были произносить такие два стиха:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector