Задание 6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
по ОБЕИМ сторонам
предъявите на входе ПРОПУСКА
Рассмотрим предложенные словосочетания и определим, в каком из них допущена ошибка.
отряд ПАРТИЗАН – существительные множественного числа, обозначающие виды войск, обычно имеют нулевое окончание в форме родительного падежа, форма образована верно.
ТОНЧАЙШИЕ нити – форма превосходной степени прилагательного образована верно.
по ОБЕИМ сторонам – форма собирательного числительного образована верно.
ЛОЖИТЕ на стол – форма повелительного наклонение глагола образована с ошибкой. Правильно: ПОЛОЖИТЕ
предъявите на входе ПРОПУСКА – существительное множественного числа, форма образована верно. Слово ПРОПУСКИ будет иметь другое значение.
Проверка. Обязательно разберите каждое слово из предложенных вариантов, чтобы не допустить ошибку.
В ответ записываем исправленное слово (исправляем только выделенное слово) заглавными буквами.
отряд ПАРТИЗАН
ТОНЧАЙШИЕ нити
по ОБЕИМ сторонам
ЛОЖИТЕ на стол
предъявите на входе ПРОПУСКА
- Попроси больше объяснений
- Следить
- Отметить нарушение
PPK69 02.03.2015
Что ты хочешь узнать?
Ответ
Проверено экспертом
ЛОЖИТЕ на стол — ошибка
В русском языке не существует глагола "ложить". Глагол с данным корнем употребляется только с приставками и всегда совершенного вида.
(что сделать?) положить, приложить, отложить, выложить, сложить, заложить, вложить, переложить, изложить, сложить, наложить, уложить и т.д.
уложить вещи
изложить содержание
сложить руки
наложить повязку
заложить кольцо
переложить с места на место
отложить в сторону
Правильно говорить: положите на стол.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
по ПРИЕЗДЕ в город
ПОКЛАДИ на стол
Пояснение (см. также Правило ниже).
Неверно: поклади на стол. Корректно: положи на стол.
Глаголы «класть» и «положить» являются формой одного и того же слова: значение у них одно. Класть несовершенного вида, положить совершенного. Это как я/меня; человек/люди — меняется всё слово, а значение лексическое остаётся.
Подробная информация о глаголах в Справке: https://rus-ege.sdamgia.ru/handbook? >
Общее понятие о морфологических нормах.
Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).
Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны — разговорные формы , а с другой стороны — литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.
В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.
Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.
Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне