Радио которое ловит везде

Поделиться

Привычная картина: чем ближе ты к границе своего области или края, тем больше радиостанций пропадают, теряются среди моря помех. В итоге слушать можно одну-единственную FM-станцию. Как же одному радио удалось монополизировать "приграничный" эфир?

У каждого автопутешественника своя любимая музыка и свои любимые радиостанции – но каждому время от времени приходится слушать "Дорожное радио", потому что слушать больше нечего. В то же самое время эта станция не кажется самой популярной или самой богатой – к примеру, в столичных рейтингах популярности она обычно находится в конце первой десятки. Также ориентирующиеся в этой отрасли люди в курсе, что "Дорожное радио" входит в один холдинг ("Европейская медиагруппа") с такими известными станциями как Europa Plus и "Ретро FM". Как же получается, что оно продолжает уверенно "ловить" там, где замолкают все "братские" станции?

Прежде всего, стоит напомнить, что вещание в FM-диапазоне – это не сотовая связь, для организации которой требуется организация целой сети базовых станций. Конечно, теоретически возможно купить оптовую партию FM-передатчиков, чтобы развесить их на каждой сосне – но логичнее купить один мощный передатчик, "подружить" его с достойной антенной и поставить эту антенну повыше. Один передатчик мощностью 5-10 кВт легко накрывает сигналом даже самый большой город, так как его зона покрытия имеет диаметр в 100-150 километров.

Если не можете жить без радио — не забывайте о средних волнах, которые при удачных раскладах могут распространять сигнал на тысячи километров. Правда, дело портят помехи, и стандартной автомобильной антенны для качественного приема маловато.

Сам по себе передатчик может стоить десятки тысяч долларов – а ведь надо еще платить за его размещение, за обслуживание, за электроэнергию. И чем мощнее передатчик, тем больше денег он съедает. Таким образом, есть резон накрыть сигналом густонаселенную местность, но не более того. "Озвучивание" в FM-диапазоне полей и лесов по эффективности можно сравнить с подогреванием воздуха на улице. А если отдельно взятый автопутешественник в какой-то момент оказался вне зоны покрытия на границе двух областей, постоянно он ведь все равно проживает в большом городе. И значит — из аудитории своей любимой радиостанции не выпадает: будет ее слушать, когда вернется.

Именно по такой логике и работает абсолютное большинство радиостанций. Но для "Дорожного радио", как рассказали АвтоВестям в "Европейской медиагруппе", выбрали другой формат. Ставку сделали именно на непрерывность покрытия – в частности, на федеральных трассах. В результате мощности у радиостанции слегка избыточные (к примеру, на стыке некоторых регионов ее можно слышать на двух разных волнах с двух разных передатчиков) – но эти "жертвы" выглядят оправданными: в целом по стране "Дорожное радио" в последнее время на втором месте по популярности. Что же касается других станций, входящих в тот же холдинг, протянуть им руку помощи "Дорожное радио" не может – ведь один передатчик обеспечивает вещание только на одной частоте.

Поделиться

Привычная картина: чем ближе ты к границе своего области или края, тем больше радиостанций пропадают, теряются среди моря помех. В итоге слушать можно одну-единственную FM-станцию. Как же одному радио удалось монополизировать "приграничный" эфир?

У каждого автопутешественника своя любимая музыка и свои любимые радиостанции – но каждому время от времени приходится слушать "Дорожное радио", потому что слушать больше нечего. В то же самое время эта станция не кажется самой популярной или самой богатой – к примеру, в столичных рейтингах популярности она обычно находится в конце первой десятки. Также ориентирующиеся в этой отрасли люди в курсе, что "Дорожное радио" входит в один холдинг ("Европейская медиагруппа") с такими известными станциями как Europa Plus и "Ретро FM". Как же получается, что оно продолжает уверенно "ловить" там, где замолкают все "братские" станции?

Читайте также  Почему не скачиваются картинки с яндекса

Прежде всего, стоит напомнить, что вещание в FM-диапазоне – это не сотовая связь, для организации которой требуется организация целой сети базовых станций. Конечно, теоретически возможно купить оптовую партию FM-передатчиков, чтобы развесить их на каждой сосне – но логичнее купить один мощный передатчик, "подружить" его с достойной антенной и поставить эту антенну повыше. Один передатчик мощностью 5-10 кВт легко накрывает сигналом даже самый большой город, так как его зона покрытия имеет диаметр в 100-150 километров.

Если не можете жить без радио — не забывайте о средних волнах, которые при удачных раскладах могут распространять сигнал на тысячи километров. Правда, дело портят помехи, и стандартной автомобильной антенны для качественного приема маловато.

Сам по себе передатчик может стоить десятки тысяч долларов – а ведь надо еще платить за его размещение, за обслуживание, за электроэнергию. И чем мощнее передатчик, тем больше денег он съедает. Таким образом, есть резон накрыть сигналом густонаселенную местность, но не более того. "Озвучивание" в FM-диапазоне полей и лесов по эффективности можно сравнить с подогреванием воздуха на улице. А если отдельно взятый автопутешественник в какой-то момент оказался вне зоны покрытия на границе двух областей, постоянно он ведь все равно проживает в большом городе. И значит — из аудитории своей любимой радиостанции не выпадает: будет ее слушать, когда вернется.

Именно по такой логике и работает абсолютное большинство радиостанций. Но для "Дорожного радио", как рассказали АвтоВестям в "Европейской медиагруппе", выбрали другой формат. Ставку сделали именно на непрерывность покрытия – в частности, на федеральных трассах. В результате мощности у радиостанции слегка избыточные (к примеру, на стыке некоторых регионов ее можно слышать на двух разных волнах с двух разных передатчиков) – но эти "жертвы" выглядят оправданными: в целом по стране "Дорожное радио" в последнее время на втором месте по популярности. Что же касается других станций, входящих в тот же холдинг, протянуть им руку помощи "Дорожное радио" не может – ведь один передатчик обеспечивает вещание только на одной частоте.

Я человек не совсем нормальный. Мне скучно жить просто так. Видимо, у меня где-то внутри до сих пор не вырос ребёнок, который любит игрушки и увлекается всякой хренью, безо всякой для себя выгоды. Время от времени меня увлекают совершенно внезапные вещи, об одной из которых я хочу вам сегодня рассказать.

Кто читал мои лирические посты в бортжурнале, тот, наверное, в курсе, что я ужасно люблю всё непонятное, неизвестное и загадочное. И если в привидения и инопланетян я уже как-то не верю, то вот в загадки вполне земного происхождения верить всё ещё удаётся.

Одной из самых загадочных вещей на земле для меня всегда являлось радио. Нет, не то радио, которое вы слушаете каждый день в машине по дороге на работу. А другое радио, о котором многие из представителей моего поколения имеют смутные воспоминания из детства, а более юные, возможно и не слышали никогда.

Да, я говорю о радио на коротких, средних и длинных волнах.
Ну, то есть это я уже сейчас знаю, что речь идёт именно о них. Когда меня чёрт дёрнул в очередной раз в ночи открыть интернет, я ещё даже не знал, чего искать.

Даже не вдаваясь в суть и смысл, разве не вы не испытываете каких-то необычных, давно забытых ассоциаций от звучания слов "диапазон", "частота", "прохождение", "радиорелейная", "ионосфера"? 🙂 Нет?
Не знаю, меня эти термины очаровывают, точно так же как очаровывает звучание название некоторых населённых пунктов на просторах нашей Родины.

Читайте также  Приложения для отзеркаливания фото

Это очарование как-то тлело у меня внутри, до тех пор, пока я (не в первый, между прочим, раз) не прочитал про небезызвестную "Жужжалку". "Жужжалка", для тех, кто не в курсе — это загадочная радиостанция, которая годами раз в несколько секунд передаёт в эфир один и тот же сигнал, немного похожий на гудок парохода. Несколько раз в истории наблюдений за станцией этот повторяющий сигнал прерывался, и человеческий голос передавал в эфир серию цифр и букв (фонетической азбукой). Эти буквы складываются в совершенно внезапные, бессмысленные слова, после чего сигнал возвращается.

Станция эта работает на частоте 4625 кГц, то есть в КВ-диапазоне, далеко за пределами возможностей ваших бытовых радиоприёмников.

Пытаясь немного проникнуть сквозь завесу загадочности этой станции, я начал изучать материалы, связанные с радиосвязью, и как-то незаметно для себя, совершенно случайно, я выцепил из несортированного, хаотичного потока информации эти заветные буквы и цифры — DEGEN 1103.

Тут люди знающие должны сделать глубокомысленное "оооо!", а для тех, кто, как и я недавно, был совершенно не в курсе, расскажу, что Degen 1103 — это радиоприёмник. Для человека непосвящённого он внешне выглядит как самый обычный китайский ширпотреб, цена которому сто рублей пучок. Но внешность обманчива: Деген — это особенный радиоприёмник.

Деген — это аппарат-уникум, аппарат-загадка. Этот маленький кирпичик способен принимать не только привычные всем FM-радиостанции в УКВ-диапазоне (Бизнес-ФМ, Юмор-ФМ, Наше Радио и прочий коммерческий ширпотреб), но и очень широкий набор частот в КВ-диапазоне, а также средние и даже длинные волны, которые я бы описал как самое хтоническое дно радиоэфира. Кроме широкого набора частот, Деген отличает редкая, но очень вкусная способность принимать сигналы с однополносной модуляцией (SSB). А именно в SSB по стечению обстоятельств работают в КВ-диапазоне большинство радиолюбителей.

Да-да, тех самых динозавров из прошлого, живых "глюков в матрице", людей, которых по всем законам здравого смысла не должно существовать в эпоху Интернета. Это те самые люди, которые сами паяют (ну или покупают, кто как) свои радиостанции, обвешивают свои дома длинными антеннами, и сидят ночами, пытаясь докричаться до другой стороны Земного шара, только для того, чтобы получить свою откртытку-подтверждение: да, связь состоялась!

Да, вопреки ожиданиям радиоспорт живёт и здравствует, по-своему шагая в ногу с прогрессом. Но это отдельная история, о ней как-нибудь в другой раз.

И если вы думаете, что вывалить 5 тысяч рублей за китайский радиоприёмник — это дорого, то, забегая вперёд, спешу вас обрадовать: за более навороченный аппарат, который умеет делать всё то же, что и Деген, только лучше, люди готовы выложить в 5 раз больше. Да-да, 25 тысяч только за приёмник. Не за рацию. И это не предел. 🙂

Итак, сказано — сделано! Я хватаю ключи, завожу Нивас и дую на Митинский радиорынок. Увы, каково же было моя разочарование, когда я увидел, что Митинский почти полностью захватили торговцы мобильными телефонами, чтоб им пусто стало.

Обойдя половину рынка и поднявшись на второй этаж, мне таки удалось найти ларёк, как будто втиснутый в щель между двумя другими, у которого на витрине, заваленный всяким другим барахлом, лежал заветный 1103, в зелёненькой упаковочке.

Я знал, зачем я пришёл, я знал, сколько оно должно было стоить. Поэтому, услышав цену, существенно ниже расчётной, я сказал лишь одно слово — "беру". Не знаю, что подумал про себя продавец, но отдавал он мне приёмник с таким лицом, с каким словно я покупал нечто, понятное только узкому кругу избранных.

Читайте также  Приват 24 регистрация для физических лиц

Когда я приехал на дачу, я летал как на крыльях, стараясь побыстрее разобраться с дачными делами, чтобы поскорее распаковать заветную машинку. И вот, наконец-то наступила ночь, дела закончились, и я смог спокойно разложиться в беседке, с бутылочкой слабоалкогольной продукции и полной миской клубники.

Первое, что я попытался поймать — это была, конечно же, "Жужжалка", которую рядом с моей дачей скорее стоило бы назвать "долбилкой" из-за чудовищной мощности сигнала. Оказалось, что "Жужжалка" работает сразу на двух частотах — на традиционной 4625 и на 7000 кГц.

Но слушать один и тот же звук долго было слишком скучно, поэтому, методом проб и ошибок я нашёл своих первых любителей. Повозившись с переключателями, я наконец-то понял, что их надо слушать в SSB, и вуаля!

"Радио Анна Три Анна Борис Щука. Добрый вечер, на четыре балла у меня проходите, с плюсом"

Вот они, настоящие, живые радиолюбители! Занятие на вечер было обеспечено.
За вечер я поймал сигналы из Ртищево (Саратовская область), откуда-то из-под Ростова, из Усть-Камменогорска, что далеко на востоке Казахстана, и, в конечном счёте, аж из самой Гватемалы!
Очень некислый улов для человека, который в первый раз включил приёмник.
Всё впечатление испортили только братья наши меньшие хохлы, при помощи русского мата обливавшие отборной грязью недавно обмененного депутата Верховной Рады в районе 7050 кГц .

Удалось выловить корреспондента, который выходил в эфир с использованием вокодера — устройства модуляции голоса, которая делает голос похожим на "робота". По всей видимости, одну-единственную ноту гораздо проще усилить при передаче, и в этом наверняка есть смысл, но звучало оно по меньшей мере неожиданно, а по-большей — довольно-таки стремновато поначалу.

Но что меня искренне поразило — это тот гвалт, который стоял в эфире в отдельные моменты. Как будто все радиолюбители мира разом сорвались и побежали в эфир, пытаясь поймать хорошие прохождения. 🙂 Такая толкучка была на отдельных частотах — ух! Причём особенность SSB состоит в том, что даже если две станции работают навстречу друг другу, слышно обоих, как если бы два человека говорили одновременно в одной комнате.

Спустившись вниз на длинные волны, мне удалось поймать нечто совсем странное — что-то вроде прямой трансляции намаза из мечети. Причём сигнал был настолько хорош, что я мог насладиться акустикой помещения, и прекрасно слышал, как паства(?) повторяла за муллой отдельные стихи. Это звучало очень красиво, но, ввиду событий на Ближнем Востоке, по-своему стрёмновато. (Не подумайте, я люблю мусульманскую культуру, если что…)

Что это было? Думаю, я поймал радио Ирана. Иран — одна из немногих стран, которая сохраняет вещание на дальних волнах.

Каково же было моё удивление, когда я вернулся с дачи в Москву, и не смог поймать вообще ничего! То есть вообще! Тишина и шумы, как будто и не было ничего. Даже на внешнюю антенну, которую я выкинул в окно. Да-да, электромагнитная зашумленность Москвы просто чудовищная.

А что это значит? Это значит, что у меня появился лишний повод почаще выбираться из города!
Оказывается, есть даже такое вполне оформившееся увлечение: называется "DXing" и представляет собой охоту за редкими или дальними радиостанциями, без попытки самостоятельно выходить в эфир на передачу. Думаю, Нива этом плане должна стать весьма неплохим подспорьем. А судя по таблице частот на сайте radioscanner, искать есть чего, на много лет хватит!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector