Содержание
РД-191 | |
---|---|
Тип | ЖРД закрытого цикла |
Топливо | керосин РГ-1 |
Окислитель | жидкий кислород |
Камер сгорания | 1 |
Страна | Россия |
Использование | |
Время эксплуатации | 2010 — н. в. |
Применение | семейство РН «Ангара» |
Создан на основе | РД-170 |
Развитие | РД-193 |
Производство | |
Конструктор | «НПО Энергомаш» |
Время создания | 1998–2011 |
Производитель | «НПО Энергомаш» |
Массогабаритные характеристики |
|
Сухая масса | 2 200 кг |
Высота | 3 780 мм |
Диаметр | 2 100 мм |
Рабочие характеристики | |
Тяга | Вакуум: 212,6 тс Уровень моря: 196 тс |
Удельный импульс | Вакуум: 337,4 c Уровень моря: 311,5 с |
Время работы | 270 c |
Давление в камере сгорания | 262,6 кгс/см 2 (254,2 атм) |
Тяговооружённость | 89 |
Медиафайлы на Викискладе |
РД-191 — российский однокамерный жидкостный ракетный двигатель с дожиганием окислительного газа, работающий на нетоксичных компонентах (керосин + жидкий кислород). Разработан для семейства российских ракет-носителей (РН) «Ангара». Разработчик — АО «НПО Энергомаш» им. В. П. Глушко.
Срок изготовления двигателя в настоящее время составляет от 18 до 24 месяцев; планируется снижение этого срока до 12 месяцев [1] .
Содержание
Применение [ править | править код ]
Известные модификации двигателя:
- РД-191 — использовался в первой ступени корейской РН «Наро-1»;
- РД-191 №ДО27 — усовершенствованный для РН «Ангара»;
- РД-193 предназначен для использования в первой ступени РН Союз-2.1в;
- РД-181 (экспортный вариант РД-193) устанавливается на американской РН «Антарес» компании Orbital Sciences Corporation, в качестве замены двигателям НК-33.
История создания [ править | править код ]
- К началу 2010 года РД-191 прошёл полный цикл огневых испытаний на стенде и три огневых испытания в составе блока первой ступени (УРМ-1) ракеты-носителя «Ангара». Программы испытаний соответствовали циклограммам работы УРМ в составе Ангара-1.2ПП, бокового блока Ангара-А5 и центрального блока Ангара-А5. В последнем случае осуществлялось дросселирование двигателя до 30 % номинала, что является рекордом для двигателей, работающих при атмосферном давлении на уровне моря.
- Также, в 2009 году двигатель РД-191 прошёл лётные испытания в составе первой ступени РН «Наро-1» (Республика Корея). Первая ступень отработала нормально, но, из-за несброса головного обтекателя, спутник на орбиту не вышел [2] .
- В июле 2010, в ходе проведения плановых межведомственных испытаний, не выдержал многократных сверхнагрузок и прогорел РД-191 для первой ступени ракеты-носителя «Ангара».
Двигатель и должен был сгореть. Это абсолютно нормальная штатная ситуация, специалисты должны были установить, какие нагрузки он был способен выдержать.
На пике формы и инженерной мысли
Вертикальное расположение турбонасосного агрегата. Уникальный маршевый двигатель с возможностью глубокого дросселирования тяги.
- Жидкостный ракетный двигатель с дожиганием окислительного газа
- Топливо: кислород + керосин
Модификации двигателя | РД-191 |
---|---|
Период разработки | 1999-2011 |
Назначение | РН «Ангара» |
Количество и период пусков | 2 пуска в 2014 |
Основные этапы программы РД-191
Заключение контракта с ГКНПЦ им. Хруничева – 31.12.1998.
Завершена разработка конструкторской документации – 1999 г.
Изготовлен макет для РН «Ангара» – март 1999 г.
Первое огневое испытание РД-191 – 27 июля 2001 г.
Сертификация РД-191 завершена в мае 2011 г.
Ракетный двигатель РД-191 разработанный «НПО Энергомаш имени академика В.П.Глушко» предназначен для перспективных носителей «Ангара» и многоразовых ракет-ускорителей «Байкал». Изготовителем камеры сгорания и других агрегатов двигателя РД-191 является Воронежский механический завод..
Жидкостный ракетный двигатель РД-191 |
Источник: http://www.lpre.de/ |
Однокамерный двигатель РД-191, создаваемый в НПО «Энергомаш», работает на компонентах керосин/жидкий кислород. Этот двигатель является вариантом четырехкамерных двигателей РД-170 и РД-171, устанавливавшихся на первых ступенях PH «Энергия» и PH «Зенит-2» соответственно, и двухкамерного двигателя РД-180, созданного для PH «Атлас».
Разработка двигателя РД-191 началась в конце 1998 г. РД-191 представляет собой однокамерный ЖРД с вертикально расположенным турбонасосным агрегатом. В течение 1999 г. была выпущена конструкторская документация, в 2000 г. начата автономная отработка агрегатов двигателя РД-191 и завершена подготовка производства. В мае 2001 г. был собран первый доводочный двигатель. Первое огневое испытание РД-191 проведено в июле 2001 г.
Для обеспечения управления ракетой-носителем в полете двигатель закрепляется в карданном подвесе.
Один такой универсальный ракетный модуль является первой ступенью двух типов носителей легкого класса, создаваемых в рамках программы «Ангара». В качестве вторых ступеней на этих двух вариантах PH, условно именуемых «Ангара-1.1» и «Ангара-1.2», используется, соответственно, центральная часть разгонного блока «Бриз-М» и ракетный блок на базе блока «И», создаваемого для ракеты-носителя «Союз-2».
Носитель последующего класса образован с помощью добавления универсального модуля (в качестве первой ступени) к ракете-носителю предыдущего класса.
Носитель тяжелого класса «Ангара-5А» имеет первую ступень, образованную из пяти блоков на основе универсального ракетного модуля. Пять двигателей первой ступени запускаются при старте ракеты одновременно, но впоследствии двигатель центрального блока дросселируется до 30% тяги и к моменту опорожнения боковых модулей сохраняет достаточные запасы топлива для продолжения полета.
Опорожнившиеся боковые модули сбрасываются, а центральный модуль переводится на режим полной тяги.
Характеристики двигателя РД-191
- Тип — Жидкостный ракетный двигатель с дожиганием окислительного газа
- Топливо – кислород+керосин
- Тяга земная, тс — 196
- Тяга пустотная, тс — 212,6
- Удельный импульс земной, с — 311,2
- Удельный импульс пустотный, с — 337,5
- Давление в камере сгорания, кгс/см2 — 262,6
- Масса сухая, кг — 2290
- Масса залитая, кг — 2520
- Высота, мм — 3780
- Диаметр, мм — 2100