Расставьте знаки препинания наш дар бессмертный речь

Радиопередача на тему: ". Умейте же беречь. наш дар бессмертный — речь" (Иван Бунин).

«Молчат гробницы, мумии и кости —

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте,

Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь», — писал Иван Бунин в 1915 году.

Даром речи обладают только люди. Язык выделил человека из окружающей природы и сделал его самым сильным, самым разумным существом на земле. Человек владеет словом. С помощью слова человек описывает мир, природу, самого себя.

Автор знаменитого словаря — Владимир Даль писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Словом называют слово, беседу, разговор, речь, пароль, обет, обещание, ругательство, букву, письменный знак, остроту, шутку».

Сила слова — велика. Удачного слова часто достаточно было, чтобы остановить обратившееся в бегство войско, превратить поражение в победу и спасти свою Родину.

Недаром народная мудрость гласит: «Ветер горы разрушает — слово народы поднимает» или «Слово дружины водит».

В слове заложена огромная сила. Слово может стать оружием, которое может убить человека, а может быть лекарством, дать надежду на выздоровление и воскресить человека.

Отцы Церкви не зря учат нас обращаться со словами с величайшей ответственностью и осторожностью, так как знают о мистической способности сказанного материализоваться (сбываться) в действительности.

Это очень тонко чувствуют поэты, потому что язык для них — метод познания мира. «Сказанное, особенно в рифму, обязательно сбывается, только непредсказуемым образом», — написал поэт Сергей Гандлевский.

Сегодня мы поговорим о происхождении слова «славяне» и нашего национального имени «русский».

О чём же говорит племенное имя славяне?

Славяне, естественно, связываются с понятием о речи и о слове, славяне — это те, кто говорит понятно и разумно.

В старину всякий народ заключал в своё имя свой идеал человеческого совершенства. Славяне — это люди, выражающие осмысленным словом невещественные сокровища мысли. Так мы себя видели в древности

Другое наше имя — русский — как только ни пытались исказить!

Одна теория утверждает, что так назывались норманны, пришедшие «володеть русскими» в 10-ом веке. То есть имя наше «русские» дано чужеземцами.

Другая теория говорит, что имя русский взято по названию крохотного притока Днепра реки Рось. Но по названиям рек народы никогда себя не прозывали.

Блестящее решение этого важнейшего для русских вопроса дал академик Трубачёв. Он доказал, что имя русский восходит к корню славянскому и индоарийскому, этот корень звучал в древности как руке или роке, что значит белый, светлый.

Русый — значит белый народ, народ света. Сохранились эти понятия в названии русые волосы, заяц русак, и главное, имя нашей Родины — Русь — прежде исконно означало Белый Свет.

Итак, наше имя славяне — народ слова, русский — народ светлый, белый.

Это особенность нашего народа. Это отличает нас от других народов. Это часть нашего имени.

Так давайте, ребята, относится к имени своему, данному нам нашими предками, с уважением и достоинством. А значит внимательнее относиться к тем словам, которые мы произносим ежедневно в адрес близких нам людей и совершенно чужих.

«Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей». Лев Николаевич Толстой.

Читайте также  Программа для фпс в играх пубг

А сейчас от высокого и вечного перейдём к нашей повседневной школьной жизни.

Заглянем-ка, друзья, в ваш портфель. Что там есть? Учебники, тетради, дневник, пенал. Большое хозяйство! Этими вещами вы пользуетесь каждый день, а в школе на каждом уроке.

Вы настолько привыкли к словам тетрадь, карандаш, пенал и другим, что, может быть, и не задумывались над тем, как они возникли? Что они обозначали первоначально? Откуда они явились в наш язык?

Постараемся ответить на эти вопросы.

Портфель . Сложное французское слово, которое, как и слова портсигар, портмоне, портупея, портплед, состоит из корня порт- (портэ — носить) и соответствующего второго слова: портфель — для ношения бумаг (фель- «лист бумаги»), портсигар — для ношения папирос или сигар, портмоне — для ношения денег, портупея — для ношения оружия, портплед — для ношения пледа (т.е. покрывала).

Тетрадь . Это слово происходит от греческого «тэтрадион», что буквально означает сложенное вчетверо. Именно так древние греки делали тетради. Часто эти четыре листочка для удобства сшивались. Сейчас тетрадь может состоять из различного количества листов.

Пенал . Слово пенал пришло к нам из немецкого языка. (Можно заметить, что в немецком языке «пеналом» шутливо называют и гимназию, а «пеналыциком», или «пенальчиком» — школьника). Корень этого слова латинский — реппа, что значит перо. Следовательно, пенал — это, видимо, первоначально коробочка только для перьев. Затем в пенале стали хранить и ручки, и карандаши, и резинки.

Слово карандаш , заимствовано из тюрских языков. Оно состоит из двух корней «кара» — чёрный и «таш» — камень.

Как возникло слово резинка ? Каждый, не задумываясь, ответит, что оно связано со словом резина. А слово резина пришло к нам из греческого языка, где оно означает «смола». Английский химик Джозеф Пристли в 1770 году заметил, что резинки, то есть кусочки застывшего сока каучукового дерева, хорошо стирают следы карандаша с бумаги. Когда же в 1840 году люди научились вулканизировать каучук, резинка стала доступна любому школьнику и прочно заняла своё место в пенале рядом с ручкой и карандашом.

А теперь, ребята, мысленно представим себе, что мы на уроке. Учитель открывает журнал и думает: «Кого же сегодня спросить?» А в это время, например, у Петрова душа в пятки ушла. Когда же так говорят?

Гомер в «Илиаде», рассказывая, как троянский герой Гектор своим внезапным появлением перед противниками привёл их в ужас, говорит: «Дрогнули все, и у каждого в ноги отвага ушла. » И сегодня, как во времена Гомера, о человеке, перетрусившем чего-то, мы говорим: «У него душа в пятки ушла». Но вернёмся на урок к нашему Петрову, у которого душа в пятки ушла. Как назло, учитель именно Петрова вызвал к доске отвечать домашнее задание. Что делать Петрову, который не знает урока?

Петров начинает заговаривать зубы учителю. Откуда пошло это выражение — зубы заговаривать?

Доктор зубы лечит, а знахарь или бабка-ворожея их заговаривает. Они пошепчут-пошепчут около больного, попрыскают его наговорной водицей и зубная боль должна пройти.

Но вскоре русский человек стал понимать, что его просто обманывают и говорил так: «Брось ты мне зубы заговаривать! Всё равно не поверю!»

Так и Петрову нашему не очень-то поверил учитель! И поставил Петрову двойку, да ещё родителей вызвал в школу. Попал Петров, как кур во щи , то есть попал в неожиданную беду.

Читайте также  Сбой в сбербанке сегодня 2018

Но вовсе в не неожиданную беду, а вполне ожидаемую. Только Петрову казалось, что он в очередной раз выйдет сухим из воды , (то есть незамеченным), но не получилось.

Хватит уже Петрову всех за нос водить !

Выражение «водить за нос» значит: обманывать, обещать и не исполнять.

Ох, и зададут Петрову баню родители ! Или головомойку ! Или голову намылят ! Да это одно и то же — то есть очень сильно отругают.

Петров! Прекращай бить баклуши и начинай учить уроки! Кстати! Что такое «баклуши» и кто и когда их бьёт? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку — баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было лёгкое пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить». А в наше время это выражение имеет значение — бездельничать.

Да, богат наш русский язык на фразеологизмы и меткие слова.

Так любите свой язык и берегите его! В нём прошлое, настоящее и будущее твоего народа!

Автор: Белова Ирина Ивановна ,

учитель начальных классов

МОУ "Средняя общеобразовательная школа №2"

п. Бабынино Бабынинского района Калужской области

Сочинение было написано в рамках всероссийского конкурса "Буквица", пропагандирующего необходимость изучать родной язык. Автор сочинения обращается к истокам нашей литературы,напоминает о нравственном воздействии слова и призывает просто читать книги, открывающие нам чудесный мир.

Скачать:

Вложение Размер
esse_o_knige.docx 33.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

г.Уссурийска Уссурийского городского округа.

«Умейте же беречь , Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный речь».

ученица 9 «Б» класса

Вы не спрашивали себя, когда в последний раз посещали библиотеку, брали с полки книжного магазина пахнущую свежей типографской краской книгу, смотрели спектакль? Думаю, большинство из вас ответит: «Очень давно!» А кого вы чаще всего видите с книгой в руке? Бабушку в городском парке на скамеечке, женщину или мужчину средних лет в вагоне поезда или на пляже. А молодежь предпочитает в лучшем случае глянцевый блеск модных журналов. Что же с нами происходит? Неужели интернет навсегда вытеснил книгу из нашей жизни? Да, технический прогресс делает слово более доступным, но щелчки кнопок электронной книги, шорох пальца по экрану планшета не способны нам заменить шелест страниц, особый запах книг и чувство сопричастности к переживаниям литературных героев. Да, книга перестала быть единственным источником знаний, но она, как мне кажется, не утратила главного своего предназначения: нравственного воздействия на читателя.

Литература воспитывает словом. И с этим, думаю, трудно не согласиться. Достоянием и основой любого языка является литература. Хочется обратиться к ее истокам. Изначально древнерусская литература выполняла совершенно иную функцию, нежели современная: поведать о важных исторических событиях. Вспомним памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», где старец Баян «растекается мыслью по древу», где славно бьется Всеволод Буй-тур, где мудрый Святослав молвит «золотое слово», а Ярославна «плачет на юру». И за всеми этими образами стоит безымянный автор, который делится с читателем своей болью за родную землю ,которую разрывают междоусобные войны и топчут печенеги и половцы. И согласитесь, здесь не только излагаются голые факты, но и захлестывают эмоции, и нельзя остаться равнодушным, читая это произведение.

XIX век русской литературы не напрасно называют «золотым веком». Это время взрастило целую плеяду писателей, которые мечтали о лучшей доле русского народа: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов. Недавно на уроке истории я узнала, что император Александр II долго не решался подписать указ об отмене крепостного права в России. Окончательное решение он принял после прочтения «Записок охотника» И.С. Тургенева. В этом произведении писатель создал самобытные образы крестьян и мрачные образы помещиков-крепостников, угнетающих народ.

Читайте также  Почему температура процессора скачет

Период конца XIX – XX начала веков в нашей стране ознаменован рядом страшных исторических событий, но именно в этот период, как никогда прежде, получает расцвет искусство вообще и литература в частности. Я не буду перечислять имена, которые известны всем. Назову лишь И.А.Бунина и его стихотворение «Слово», строки из которого побудили меня к этому размышлению:

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

В этом стихотворении Бунин воспринимает слово как наследие человечества, причём древнейшее. Он как бы говорит, что слово истинно живо. Сам он считал слово бесценным даром, которым обладает человечество, ведь именно с помощью слов мы способны передать себя, свои чувства, мысли, причём в самой совершенной форме.
Слово помогает выжить и идти вперёд, ярким тому подтверждением являются строки из стихотворения А.А.Ахматовой «Мужество», написанного в разгар Великой Отечественной войны, в 1942 году, когда враг был силен и русские люди несли страшные потери:

Н е страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Казалось бы, до искусства ли слова, когда льется кровь. Но нет, для поэта русская речь ассоциируется с носителем языка ,культуры и традиций, русским народом. Анна Ахматова дает завет, что русское слово донесется чистым до внуков, что люди выйдут из плена, не забыв его. Все стихотворение звучит, как клятва.

В наши дни, когда русский язык претерпевает, я бы сказала, насильственные изменения, очень важно продолжать традиции русской классической литературы, которая воспитывает словом. А чтобы услышать слово и понять его, нужно читать, и не по рекомендации учителя, а по зову души, нужно ходить в театр, где с подмостков звучит живое слово, где литература воспитывает человеком.

Возьмите в руки книгу! Читайте! Будьте внимательным читателем, и вам откроется удивительный мир!

Речь очень важная для каждого человека. При помощи речи мы выражаем свои мысли, чувства. Мы общаемся друг с другом тоже при помощи речи. Если честно, я с трудом представляю нашу жизнь без речи. Не было бы книг, стихов, песен. Жить было бы намного скучнее. Как бы мы общались друг с другом, делились новостями.

Этот дар является бессмертным и это бесспорно. Без речи до нас не дошли бы стихи, песни, легенды наших далеких предков. Мы не могли бы узнать, о чем думали люди раньше, что их волновало. Ученые не знали бы языков, на которых говорили люди раньше. Они не могли бы узнать о том, как менялся язык со временем. Без речи не могли бы развиваться науки. Ведь люди не могли бы передавать друг другу знания и опыт. Но речь важна не только для науки и книг.

Мы пользуемся речью каждый день. Мы используем ее для общения, для учебы. Наши родители используют речь для работы.

Мне кажется, что без речи, мир был бы совсем другим. В нем было бы намного меньше общения, знаний, наук.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector