Разбор сложного словосочетания примеры

План синтаксического разбора словосочетания.

Если перед нами предложение, то выделить из него словосочетания. Для этого необходимо найти подлежащее и сказуемое, которые, как мы знаем, не могут быть словосочетанием.

В словосочетании найти главное и зависимое слово, выделить их графически. Указать, какой частью речи и в какой грамматической форме находится каждая из частей словосочетания. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.

По главному слову выяснить тип словосочетания (именное, глагольное или наречное).

Определить тип подчинительной связи в словосочетании (согласование, управление или примыкание), указать, чем выражена эта связь: окончанием и предлогом, окончанием зависимого слова или только по смыслу).

Определить тип словосочетания в зависимости от смысловых отношений в нем: объектные, определительные или обстоятельственные.

Пример разбора словосочетания.

На улице поднялся холодный ветер, весенне солнце испуганно спряталось за тучи.

Ветер — главное слово, выражено именем существительным в им.п., холодный — зависимое слово, имя прилагательное.

Словосочетание именное, способ связи — согласование, выражено с помощью окончания зависимого слова. Смысловые отношения определительные.

На улице поднялся

Поднялся — главное слово, выражено глаголом; на улице — зависимая часть словосочетания, выражена существительным с предлогом.

Словосочетание глагольное; способ связи — управление, выражено с помощью окончания существительного и предлога "на". Смысловые отношения обстоятельственные.

Солнцеглавное слово, выражено существительным в им.п. Весеннее — зависимое слово, имя прилагательное.

Словосочетание именное; способ связи — согласование, выражено с помощью окончания прилагательного. Смысловые отношения — определительные.

Спряталось — главное слово, выражено глаголом; испуганно — зависимое слово, выражено наречием.

Словосочетание глагольное; способ связи примыкание, части словосочетания связаны по смыслу. Смысловые отношения обстоятельственные.

Спряталось за тучи

Спряталось — главное слово, выражено глаголом; за тучи — зависимая часть, выражена существительным с предлогом.

Словосочетание глагольное; способ связи — управление, выражено окончанием зависимого существительного и предлогом "за". Смысловые отношения — обстоятельственные.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ — это объединение двух (или нескольких) самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически на основе подчинительной связи: чудный ковер, заниматься рисованием, зайти в магазин.

Словосочетание состоит из двух частей: главного (стержневого) слова и зависимого. От главного к зависимому можно задать вопрос:

прекрасный (какой? ←) день

ответить (как?) грубо

Простые и сложные словосочетания

Простыми называются словосочетания, состоящие из двух знаменательных слов (дорогая вещь, лететь к югу, быстро идти). Сложные словосочетания состоят из трех и более компонентов. Они образуются при распространении простых (написал сообщение другу, изучение докторской диссертации, встреча давних знакомых).

Свободные и несвободные словосочетания

Свободным называется словосочетание, каждый компонент которого имеет полноценное лексическое значение. В свободных словосочетаниях грамматически главное слово и по смыслу является главным, а зависимое уточняет его:

хорошая погода, идти в школу, учить детей

Такие словосочетания легко разложить на составные части. Каждый компонент свободного словосочетания является отдельным членом предложения.

В несвободных (цельных) словосочетаниях лексическая самостоятельность слов ослаблена либо утрачена. Зависимое слово при этом является главным по смыслу:

четыре (кого?) ученика ; четыре — главное слово, но основная информация заключается в слове ученика. Будучи грамматически зависимым оно является главным по смыслу.

Читайте также  Почему не показывает видео в сони вегас

Несвободное словосочетание нельзя разбить на составные части без потери смысла. По семантике и функциям цельные словосочетания близки отдельному слову. В предложении несвободное словосочетание является одним членом:

В очереди сидели три пациента.

Типы словосочетаний (по главному слову)

Тип словосочетания зависит от того, какой частью речи является главное слово. Выделяются следующие типы словосочетаний:

а) с именем существительным (рисовать карандашом, посылка внуку);

б) с наречием (медленно ехать, хорошо поступить);

в) с деепричастием (говорил волнуясь, бежать оглядываясь);

г) с инфинитивом (попросил приехать, приказал выполнить);

1) субстантивные (главное слово — существительное):

а) с именем существительным (пробежка на улице, дверь подъезда);

б) с прилагательными (модная вещица, чудесная хозяйка);

в) с наречиями (кофе по-турецки);

г) с инфинитивом (стремление преподавать, привычка тренироваться);

2) адъективные (главный слово — прилагательное):

а) с именем существительным (готовый к работе, достойный медали);

б) с наречием (слишком горячий, достаточно острый);

в) с инфинитивом (согласный служить, способный содействовать);

3) с Числительным в роли главного (трое друзей, двое в форме);

4) с Местоимением в роли главного (что-то необычное, каждый из них);

а) с наречием (всегда хорошо, очень нескладно);

б) с именем существительным (далеко от друзей, одиноко без семьи).

Типы синтаксических отношений между компонентами словосочетаний

Между компонентами словосочетания устанавливаются определенные синтаксические отношения. В школьной программе рассматриваются три типа отношений: объектные, определительные и обстоятельственные.

ОБЪЕКТНЫЕ — зависимое слово обозначает предмет, на который направлено действие, выраженное главным словом (как правило глаголом): написать сочинение, готовлюсь к соревнованиям, заключение мира.

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ (АТРИБУТИВНЫЕ) — главное слово имеет значение предмета, а зависимое обозначает его признак: хорошая оценка, квартира с балконом, присланное письмо.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ — главное слово называет действие или признак, а зависимое обозначает признак: пришел во время, долго думает, сказал сгоряча.

Виды подчинительной связи

Подчинительная связь объединяет собой неравные слова (или предложения), одно из которых — главное, другое — зависимое. Выделяют три типа подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.

Согласование

При согласовании зависимое слово принимает грамматические формы (рода, числа, падежа, лица) главного слова. Если изменяется форма главного, то изменится и форма зависимого: твой друг — ед. ч., м. р., им. п. (зависимое слово ТВОЙ будет менять форму вслед за главным: твоего друга, о твоём друге, твоему другу…)

Главным словом, как правило, является существительное. В роли зависимого могут выступать прилагательные, причастия, местоимения и порядковые числительные. Средством обозначения согласования является окончание зависимого слова.

Управление

Управление — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в определенном падеже по отношению к главному. рассказать (кому?) другу (дат. п.), писать (чем?) карандашом (твор.п.), старуха (с чем?) с косой (твор.п.). При изменении формы главного слова, зависимое не изменяется: лежать на диване, лежу на диване, лежал на диване, лежавший на диване.

Управление может быть непосредственным, если зависимое слово не имеет при себе предлога (видеть радугу), и предложным (тоска по матери, думать о лете). Главным при управлении может быть знаменательное слово любой части речи. Зависимое слово может быть выражено существительным, либо словом другой части речи, способным выполнять функции существительного (местоимение, числительное..).

Читайте также  Программа чтобы снимать видео с веб камеры

* Внимание! Когда перед нами словосочетание с предлогом, связь в нем — УПРАВЛЕНИЕ (дом у озера, отошел за бумагой).

Примыкание

Примыкание — вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу. Цельность словосочетания создается порядком слов и интонационно. очень тяжело, любитель хвастаться, бежит вприпрыжку, сказал сомневаясь

Зависимыми словами могут быть: — наречия (идти быстро), — наречия в сравнительной степени (идти быстрее), — инфинитив (учись петь), — деепричастия (слушал улыбаясь), — несклоняемые существительные и прилагательные (стиль барокко, надеть кашне), — прилагательное в сравнительной степени (будь мудрее), — притяжательные местоимения (их проблемы).

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ?

Для того чтобы определить словосочетания в предложении, необходимо сначала выделить все грамматические основы (они СС не являются). После чего задаем вопросы сначала от главных членов, потом от второстепенных:

Подул холодный ветер. подул — сказуемое, ветер — подлежащее; От глагола ПОДУЛ к прилагательному ХОЛОДНЫЙ мы не можем задать вопрос. Зато можем спросить: ветер (какой?) холодный. ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР — единственное словосочетание в этом предложении. Тип связи в нем — согласование (при изменении главного слова меняется и зависимое: холодного ветра, холодном ветре).

Разберем пример посложнее: В воздухе трепещет золотая паутина и сплетается в узоры и создает замысловатые картины.

Во-первых выделим грамматическую основу: подлежащее — паутина; однородные сказуемые — трепещет, сплетается, создает. Грамматическая основа и однородные члены словосочетаниями не являются.

Во-вторых задаем вопросы. Сначала от главных членов:

1) паутина (какая?) золотая — согласование

2) паутина (в чем?) в воздухе — управление

3) трепещет (в чем?) в воздухе — управление

4) сплетается (во что?) в узоры — управление

5) создает (что?) картины — управление

Теперь от второстепенных:

6) картины (какие?) замысловатые — согласование.

Таким образом, мы нашли 6 словосочетаний: золотая паутина, паутина в воздухе, трепещет в воздухе, сплетается в узоры, создает картины, замысловатые картины.

НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ:

— грамматическая основа предложения (Мальчик прогуливает. Пионы расцветают.)

— однородные члены (Он вышел и направился обратно)

— сочетание служебного слова (предлога, частицы, союза) со знаменательным (около подъезда)

— фразеологизмы (трещит по швам, владеть пером)

— сравнительная степень прилагательных и наречий (хуже всех, самый долгий)

— составные сказуемые (казался холодным, боюсь говорить)

— время глагола (буду ждать)

— вводные словосочетания (иначе говоря, в самом деле).

Синтаксический разбор словосочетания

Для выполнения подробного синтаксического разбора словосочетания необходимо следовать алгоритму:

Разберем конкретные примеры:

Учитывая распространение интернета, игры и изыски взрослых с большой вероятностью станут основной языковой средой для сегодняшних детей.

Языковой средой

1. средой (какой?) языковой; главное слово — средой (сущ.), зависимое — языковой (прил.);

2. простое (состоит только из двух компонентов: главного и зависимого);

3. свободное (представляют собой два разных члена предложения и могут замещаться словами соответствующей категории: языковая норма, языковая карта, социальная среда);

4. именное (т.к. главное слово — существительное);

Читайте также  Пульт интерактивного телевидения ростелеком

5. вид подчинительной связи — согласование (при изменении главного меняется и зависимое: языковую среду, языковой среде); также выделяем средство связи — окончание зависимого слова;

6. смысловые отношения — определительные (главное слово обозначает предмет, а зависимое — его признак).

сегодняшних детей (задание из видео-урока)

1. детей (каких?) сегодняшних; главное слово — детей (сущ.), зависимое — сегодняшних (прил.);

2. по строению простое (состоит только из двух компонентов);

3. по смысловой спаянности — свободное (каждый компонент является отдельным членом предложения; к тому же мы можем свободно замещать каждый член другими подходящими словами — нынешних детей, будущих детей, сегодняшних чад);

4. по главному слову — именное (детей — сущ.)

5. тип связи — согласование (при изменении формы главного слова меняется и зависимое: о сегодняшних детях, сегодняшними детьми);

6. тип смысловых отношений — определительные (главное слово называет лицо, а зависимое — его признак).

Что такое словосочетание

Словосочетание – это сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически. В школе рассматриваются подчинительные словосочетания, то есть такие, в которых одно слово главное, а второе – зависимое. От главного к зависимому можно поставить вопрос.

Сочетание подлежащего и сказуемого (грамматическая основа) словосочетанием не является.

В словосочетании всегда два слова (предлоги и частицы не в счет), а вот связаны они могут быть по-разному.

В большинстве словосочетаний между словами существует и грамматическая связь (“веселая синица” – словосочетание, а “веселая грач” – нет), и по смыслу (“веселая тумбочка” едва ли возможна).

Как можно охарактеризовать словосочетание

Сначала стоит обратить внимание на главное слово.

  • Если это имя (существительное, прилагательное и т.д.), то словосочетание именное.
  • Если главное слово глагол – словосочетание глагольное.
  • При главном слове – наречии словосочетание наречное.

Затем необходимо определить виды связи слов в словосочетании.

Если это согласование, слова согласованы в роде, числе и падеже; склоняется главное слово – склоняется и зависимое.

При управлении зависимое слово не изменяется вместе с главным: оно стоит в форме, предписанной главным словом.

Примыкание – вид связи, который возникает в том случае, если зависимое слово неизменяемое (наречие, деепричастие, инфинитив глагола).

Как сделать синтаксический разбор словосочетания

Сначала надо выяснить, какое слово главное, а какое – зависимое, а для этого поставить вопрос. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.

Над главным словом поставить крестик, а от него к зависимому провести стрелку и над ней написать вопрос.

Если главное слово – именная часть речи, написать “именное”, если глагол – “глагольное”, если наречие – “наречное”.

Затем записать тип связи слов: согласование, управление или примыкание.

Осталось только надписать над словами части речи.

Если в словосочетании главное слово наречие или деепричастие, а зависимое – существительное или местоимение, в этом случае тип связи – управление («заметив друзей», например).

Приведем пример синтаксического разбора словосочетания.

Что мы узнали?

Чтобы правильно выполнить синтаксический разбор словосочетания, надо поставить вопрос, найти главное и зависимое слова. Затем определить вид словосочетания по главному слову (именное, глагольное, наречное) и тип связи (согласование, управление, примыкание). Надписать части речи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector