Размер символа в байтах

UTF-8 ( /you ti fi/ от англ. Unicode Transformation Format, 8-bit — «формат преобразования Юникода, 8-бит») — распространённый стандарт кодирования символов, позволяющий более компактно хранить и передавать символы Юникода, используя переменное количество байт (от 1 до 4), и обеспечивающий полную обратную совместимость с 7-битной кодировкой ASCII. Стандарт UTF-8 официально закреплён в документах RFC 3629 и ISO/IEC 10646 Annex D. Кодировка UTF-8 сейчас является доминирующей в веб-пространстве. Она также нашла широкое применение в UNIX-подобных операционных системах [1] . Формат UTF-8 был разработан 2 сентября 1992 года Кеном Томпсоном и Робом Пайком, и реализован в Plan 9 [2] . Идентификатор кодировки в Windows – 65001 [3] .

UTF-8, по сравнению с UTF-16, наибольший выигрыш в компактности даёт для текстов на латинице, поскольку латинские буквы без диакритических знаков, цифры и наиболее распространённые знаки препинания кодируются в UTF-8 лишь одним байтом, и коды этих символов соответствуют их кодам в ASCII. [4] [5]

Содержание

Алгоритм кодирования [ править | править код ]

Алгоритм кодирования в UTF-8 стандартизирован в RFC 3629 и состоит из 3 этапов:

1. Определить количество октетов (байтов), требуемых для кодирования символа. Номер символа берётся из стандарта Юникод.

Диапазон номеров символов Требуемое количество октетов
00000000-0000007F 1
00000080-000007FF 2
00000800-0000FFFF 3
00010000-0010FFFF 4

Для символов Юникода с номерами от U+0000 до U+007F (занимающими один байт c нулём в старшем бите) кодировка UTF-8 полностью соответствует 7-битной кодировке US-ASCII.

2. Установить старшие биты первого октета в соответствии с необходимым количеством октетов, определённом на первом этапе:

  • 0xxxxxxx — если для кодирования потребуется один октет;
  • 110xxxxx — если для кодирования потребуется два октета;
  • 1110xxxx — если для кодирования потребуется три октета;
  • 11110xxx — если для кодирования потребуется четыре октета.
Читайте также  Самсунг галакси джи 5 2016 фото

Если для кодирования требуется больше одного октета, то в октетах 2-4 два старших бита всегда устанавливаются равными 102 (10xxxxxx). Это позволяет легко отличать первый октет в потоке, потому что его старшие биты никогда не равны 102.

Количество октетов Значащих бит Шаблон
1 7 0xxxxxxx
2 11 110xxxxx 10xxxxxx
3 16 1110xxxx 10xxxxxx 10xxxxxx
4 21 11110xxx 10xxxxxx 10xxxxxx 10xxxxxx

3. Установить значащие биты октетов в соответствии с номером символа Юникода, выраженном в двоичном виде. Начать заполнение с младших битов номера символа, поставив их в младшие биты последнего октета, продолжить справа налево до первого октета. Свободные биты первого октета, оставшиеся незадействованными, заполнить нулями.

Примеры кодирования [ править | править код ]

Символ Двоичный код символа UTF-8 в двоичном виде UTF-8 в шестнадцатеричном виде
$ U+0024 100100 00 100100 24
¢ U+00A2 10 100010 110 00010 10 100010 C2 A2
U+20AC 10 0000 10 101100 1110 0010 10 000010 10 101100 E2 82 AC
�� U+10348 1 0000 0011 01 001000 11110 000 10 010000 10 001101 10 001000 F0 90 8D 88

Маркер UTF-8 [ править | править код ]

Для указания, что файл или поток содержит символы Юникода, в начале файла или потока может быть вставлен маркер последовательности байтов (англ. Byte order mark, BOM ), который в случае кодирования в UTF-8 принимает форму трёх байтов: EF BB BF16 .

1-й байт 2-й байт 3-й байт
Двоичный код 1110 1111 1011 1011 1011 1111
Шестнадцатеричный код EF BB BF

Пятый и шестой байты [ править | править код ]

Изначально кодировка UTF-8 допускала использование до шести байтов для кодирования одного символа, однако в ноябре 2003 года стандарт RFC 3629 запретил использование пятого и шестого байтов, а диапазон кодируемых символов был ограничен символом U+10FFFF . Это было сделано для обеспечения совместимости с UTF-16.

Читайте также  Симс 4 улучшенное освещение

UNICODE — это кодировка символов, в которой задаётся кодовая страница и код символа в этой кодовой странице.

UTF-8, UTF-16, UTF-32 — это разные способы представления кодировки, в которой по разному задаются кодовые страницы, количество байт, отведённое на каждый символ и собственно коды символов.

UTF-8 использует переменную размерность символов, и отличается тем, что все символы ASCII (диапазон 0-127 дес. , кодовая страница UNICODE #0) в ней пердставлены так же, как в самом ASCII, т. е. одним байтом. ASCII отличается от остальных наличием 0 в старшем бите.
Другие (не-ASCII) кодовые страницы в UTF-8 могут занимать 2, 3 или 4 байта на символ, при этом в старшем бите всегда наодится 1, а следующие по старшинству 2 бита определяют общий размер символа.

UTF-16 использует 16-битные "слова", но в ней на символ может приходиться как 1 "слово" (16 бит на символ, используется для буквенных языков) так и 2 "слова" (32 бит на символ, используется для иероглифических языков)

Причиной разобраться в том, как же работает UTF-8 и что такое Юникод заставил тот факт, что VBScript не имеет встроенных функций работы с UTF-8. А так как ничего рабочего не нашел, то пришлось писть/дописывать самому. Опыт на мой взгляд полезный в любом случае. Для лучшего понимания начну с теории.

О Юникоде

До появления Юникода широко использовались 8-битные кодировки, главные минусы которых очевидны:

  • Всего 255 символов, да и то часть из них не графические;
  • Возможность открыть документ не с той кодировкой, в которой он был создан;
  • Шрифты необходимо создавать для каждой кодировки.

Так и было решено создать единый стандарт «широкой» кодировки, которая включала бы все символы (при чем сначала хотели в нее включить только обычные символы, но потом передумали и начали добавлять и экзотические). Юникод использует 1 112 064 кодовых позиций (больше чем 16 бит). Начало дублирует ASCII, а дальше остаток латиницы, кирилица, другие европейские и азиатские символы. Для обозначений символов используют шестнадцатеричную запись вида «U+xxxx» для первых 65k и с большим количеством цифр для остальных.

Читайте также  Сколько сотен и единиц в числе 2038

О UTF-8

Когда-то я думал что есть Юникод, а есть UTF-8. Позже я узнал, что ошибался.
UTF-8 является лишь представлением Юникода в 8-битном виде. Символы с кодами меньше 128 представляются одним байтом, а так как в Юникоде они повторяют ASCII, то текст написанный только этими символами будет являться текстом в ASCII. Символы же с кодами от 128 кодируются 2-мя байтами, с кодами от 2048 — 3-мя, от 65536 — 4-мя. Так можно было бы и до 6-ти байт дойти, но кодировать ими уже ничего.

Кодируем в UTF-8

Порядок действий примерно такой:

  • Каждый символ превращаем в Юникод.
  • Проверяем из какого символ диапазона.
  • Если код символа меньше 128, то к результату добавляем его в неизменном виде.
  • Если код символа меньше 2048, то берем последние 6 бит и первые 5 бит кода символа. К первым 5 битам добавляем 0xC0 и получаем первый байт последовательности, а к последним 6 битам добавляем 0x80 и получаем второй байт. Конкатенируем и добавляем к результату.
  • Похожим образом можем продолжить и для больших кодов, но если символ за пределами U+FFFF придется иметь дело с UTF-16 суррогатами.

Декодируем UTF-8

  • Ищем первый символ вида 11xxxxxx
  • Считаем все последующие байты вида 10xxxxxx
  • Если последовательность из двух байт и первый байт вида 110xxxxx, то отсекаем приставки и складываем, умножив первый байт на 0x40.
  • Аналогично для более длинных последовательностей.
  • Заменяем всю последовательность на нужный символ Юникода.

Ссылки

UPD: Обработка ошибочных последовательностей и ошибка с типом Integer, который возвращает AscW.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector