Тема “Решение задач разными способами”
Вид: закрепление умения решать задачи на основе расширения способа действия.
Цели:
- научить решать задачи арифметическим и алгебраическим способом;
- научить решать усложненные уравнения.
Ход урока
1. Орг. момент.
Эмоционально-психологический настрой на урок. (Цель: создать эмоционально-психологический контроль)
Мне вспомнилась одна пословица “Корень ученья горек, да плод его сладок”. Как вы понимаете эту пословицу?
Она очень подходит к нашему уроку и вы это поймете.
2. Сообщение темы и цели урока.
— Тема нашего урока “Решение задач разными способами”
— Запишите число и тему урока.
3. Актуализация знаний.
— Мы с вами уже решали очень много самых разных задач, а сегодня я предлагаю вам решить необычные задачи, а задачи в которых есть буквенное значение.
(Дети записывают решение в тетради.)
- В зале занято 6 рядов по в мест. Сколько мест занято?
- А сколько свободных мест, если в зале а мест?
- Длина прямоугольника 8 см. Найдите периметр квадрата.
— Можно решить эту задачу? (Эта задача требует пояснения при решении. Если прямоугольник является квадратом, то задача имеет решение, а если нет, то задачу решить нельзя) - Скоро Новый Год и я предлагаю вам задание составить задачу с такими данными.Масса подарка 800 граммов.
4. Решение задачи.
Для ремонта школы привезли в одинаковых банках 90 кг зеленой краски и 180 кг белой краски. Зеленой краски было 18 банок. Сколько купили банок с белой краской?
Работа над задачей идет по плану:
- 1 этап – восприятие задачи.
- 2 этап – поиск плана решения (прикидка ответа)
- 3 этап – выполнение плана.
- 4 этап – проверка (сравнить с прикидкой)
1 способ.
1) 90 : 18 = 5 (кг) – в 1 банке.
2 способ.
1) 180 : 90 = 2 (раза) – во сколько раз за белую краску заплатили больше, чем за зеленую.
2) 18 х 2 = 36 (банок.)
— Ребята, что обозначает часть или целое число 90? 18? 180?
— Где мы еще с вами можем встретить часть и целое? (В уравнении)
5. Физминутка.
Если неизвестное число находится сложением – приседаете,
Вычитанием – руки вверх,
Делением – руки вперед.
А – 7 = 18 35 : а = 7 а + 6 = 10 30 – а = 13 а : 12 = 5 а х 4 = 24
— Назовите уравнения, где а – целое.
Решите уравнения второго столбика (по вариантам)
— Ребята, а что такое уравнение?
— А попробуйте теперь решить в паре такое уравнение:
6. Расширение способа действия.
— Мы с вами решали задачу двумя способами. Это были арифметические способы решения. А давайте попробуем решить эту задачу еще одним способом – с помощью уравнения.
— Что мы возьмем за х?
— Вы уже говорили, что уравнение это равенство. Какая величина в нашей задаче равна, одинаковая?
— Исходя из этих данных составьте в группах уравнение по этой задаче. (180 : х = 90 : 18)
— Молодцы! Это алгебраический способ решения задачи.
7. РРО.
— Мы с вами уже решали задачи разными способами, а сейчас попробуйте записать решение задачи в виде уравнения.
Уровень 1.
Реши задачу, составив уравнение.
На крыше сидело 7 голубей. Когда к ним прилетело еще несколько, их стало 15. Сколько голубей прилетело?
Уровень 2.
Реши задачу, составив уравнение.
В 7 одинаковых коробках 21 кг винограда. Сколько килограммов винограда в 4 таких же коробках?
8. Итог урока.
— Разрешите закончить наш урок, задав вам несколько вопросов.
— С чем мы сегодня познакомились на уроке?
Чему вы научились?
9. Домашнее задание.
1 уровень. Найдите в учебнике задачи, которые можно решить уравнением.
2 уровень. Составьте 2 задачи, которые можно решить уравнением – простым и усложненным.
Что ты хочешь узнать?
Ответ
Проверено экспертом
1 способ
24+19=43 всего книг на 2 полках
43-9=34 книги осталось
2 способ
24-9=15 книг осталось на первой полке
15+19=34 книги осталось
3 способ
19-9=10 книг осталось на второй полке после того как он взял 9 книг
10+24=34 книги осталось на 2 полках
Реши задачи разными способами.
1) В одной бочке было 20 вёдер воды, а в
другой — 15 вёдер. Для полива взяли 5 вёдер
воды. Сколько вёдер воды осталось в бочках?
В кувшине было 12 стаканов молока. На
кашу пошло 5 стаканов молока, а на омлет —
2 стакана. Сколько стаканов молока осталось в
кувшине?
«>