Роскомнадзор может заблокировать телефон

Друзья, недавно я встречался со своим приятелем, Антоном Худницким, он рассказал мне историю про то, как Роскомнадзор заблокировал его сайт.

Почему я решил осветить эту историю в блоге, все просто, среди наших подписчиков довольно много предпринимателей. И возможно, кому-то пригодится эта история.

Это даже не история, а конкретный кейс по разблокировке сайта в формате интервью. Приятного чтения!

Антон, расскажи немного о себе, чем занимаешься и в чем суть приобретенного тобой сайта.

Некоторое время назад, я приобрёл сайт-агрегатор банковских и финансовых услуг ligabankov.ru. Суть сайта — аккумуляция кредитных и финансовых предложений от банков и МФО. SEO-трафик был неплохой, и меня удовлетворили финансовые показатели.

Я 7 лет проработал в разных банках — Ренессанс Кредит, Райффайзенбанк, Русский Стандарт, на последнем месте отвечал за продажи по России одного из ключевых направлений потребительского кредитования. Также у меня была веб-студия, и накопился опыт в модернизации сайтов.

Я планировал применить все эти знания и сделать полезный для людей ресурс.

Из-за чего возникли сложности?

На главной странице были выведены внешние рекламные блоки от агрегатора объявлений, которые технически не могли мной модерироваться.

В них проскочила реклама по кредитной тематике, а в конце 2014 года вышли правки к закону N 460-ФЗ, которые обязали максимально конкретно описывать предлагаемые услуги, ну и ввели дополнительные ограничения на формулировки. Например, физическое лицо не может теперь дать объявление о желании дать в долг или, например, брокеры теперь обязаны наиподробнейшим образом описывать суть услуг. Нельзя писать “помогу в получении кредита”, но можно “помогу со сбором документов”.

Авито, например, отказалось вообще от объявлений кредитной тематики, хотя, с учётом новых правок раздел какое-то время существовал.

Как ты узнал о том, что попал в реестр запрещенных сайтов?

В один “прекрасный” день я получаю вот такое письмо от некогда любимого хостинга timeweb:

И уведомление Роскомнадзора, где по существу была такая информация:

Вся суть нарушений была описана несколькими предложениями:

Никаких подробностей, скриншотов и пояснений не было, хотя, один из критериев Постановления Правительства №1011 о внесении в реестр — «описание выявленной запрещённой информации, позволяющее её идентифицировать».

Для того, чтобы сайт удалили из реестра — нужно было исправить нарушения в течение 24 часов и отписаться им на почту.

Что было дальше? Тебя вызвали в суд?

В суд меня не вызывали, сейчас такая практика, что дела рассматриваются без владельца ресурса, и узнать о процессе можно только по факту вынесения обвинительного приговора — РКН отправляет уведомление на хостинг, далее хостинг пересылает его вам.

И у владельца ресурса будут всего сутки, чтобы что-то исправить и отчитаться. В противном случае, хостинг просто отключает ресурс.

Проанализировав весь сайт и убрав все возможные нарушения, я отчитался в РКН и отписал на хостинг (в свою очередь, хостинг тоже отписывается в РКН). Дополнительно я попросил на случай, если не все нарушения устранены — описать, что ещё требуется исправить.

Вопреки моим ожиданием, юрист timeweb писал регулярно одинаковую фразу:

То есть по их логике я должен был сам догадаться, на каких страницах ( а их более 80 тыс!) еще остались нарушения. Почему так происходит, я понял чуть позже.

Читайте также  Сигнатура что это простыми словами

Оказалось, хостинг понятия не имеет, в чём суть нарушений. Им просто приходит уведомление из РКН. После этого они пытаются выгородить себя любыми путями, чтобы не забанили их IP. При этом отключая твой ресурс.

Я решил перенести сайт на другой сервер и “выиграть” пару дней, отправился в город Ярославль — в суд, изучать материалы дела, заодно зашёл в прокуратуру, т.к. исковое заявление поступило от них.

Через день я был уже в суде и фотографировал материалы. Оказалось, что претензии были только к этому несчастному рекламному блоку, который я убрал спустя два часа после того, как получил уведомление.

Т.е. хостинг был конечно же не прав, “сливая” ресурс, но ожидания получения компенсаций или извинений от timeweb не оправдались.

В прокуратуре я уточнил — нужно ли как-то отчитаться об исправлении. Мне было сказано, что никаких отчётов не требуется. Советовали отписать в РКН, что я уже сделал на тот момент.

Спустя неделю, вместо отведённых Постановлением Правительства сроком в 3 дня, я получил отписку на почту от РКН следующего содержания:

А ещё через 5 дней мне пришло такое письмо:

То есть мне предложили оспаривать судебное решение, когда в их же уведомлении написано, что достаточно удалить информацию и им отписаться.

Также я несколько раз просил их подробно написать, что конкретно нужно ещё сделать, чтобы их все устроило — ответов я не получил.

По Постановлению Правительства у них есть 3 дня для удаления из реестра запрещённых сайтов. Но страшно не само нахождение в реестре, а когда ограничивается доступ к сайту. Происходит это, как правило, через месяц после вынесения решения.

Я написал ещё одно подробное письмо, в котором приложил все фотографии из дела и текущие скриншоты для сравнения, чтобы им было наглядно видно, что все требования исполнены. Ещё раз попросил предоставить конкретику, что требуется исправить на сайте, если они опять посчитают, что не все убрано, и попросил поскорее сайт удалить из реестра.

В итоге, спустя 3 недели, они прислали лишь очередную отписку, абсолютно идентичную предыдущей.

А через несколько дней новый хостинг получил требование от Роскомнадзора заблокировать ресурс по тем же самым нарушениям, которые были давно устранены, и о которых мы уже отписывались.

А если переехать на другой хостинг?

Это бы не помогло, т.к. блокировка шла уже на уровне провайдеров и регистраторов.

Изначально можно было бы поступить иначе — сделать “переезд” на другой домен, а сайт перенести на иностранный хостинг. Сейчас часто домены склеиваются без потерь трафика примерно за месяц. Но при этом появляется дополнительный риск получить штраф за хранение персональных данных вне территории РФ. Такие штрафы уже получают даже интернет-магазины.

Я начал добиваться скорейшей встречи с РКН. Написал несколько запросов. Пытался записаться на приём, звонил в региональное отделение РКН, суд, прокуратуру. Но время шло, а ситуация не сдвинулась, а на запросы гос. органы могут отвечать до 30 дней.

Ожидание более нескольких дней могло приравниваться к почти полной потери стоимости ресурса — оптимизированный сайт быстро вылетает из поисковиков, когда не работает.

На 4-й день я решил ехать в центральный офис Роскомнадзора.

Я приехал, подошёл к первой попавшейся “адекватной женщине”, которая вошла в моё положение и в нарушение собственных инструкций дала несколько внутренних телефонов. Я позвонил, и сотрудник из нужного отдела согласился спуститься и пообщаться.

Читайте также  Синий квадратик в одноклассниках

Полчаса я подробно рассказывал и показывал материалы дела, мои запросы, исправления, просил помочь решить вопрос. Мне пообещали к завтрашнему дню ответить. Отмечу, что этот специалист РКН имел право ко мне не выходить, но мне повезло. Более того, мы даже обменялись мобильными телефонами.

Оказалось, сотрудники РКН сами понятия не имеют, что было в материалах дела и тоже гадают — выполнены ли решения суда или нет. При этом у них огромный поток таких дел, и никто особо в них не разбирается.

Они ориентируются только на пару предложений из решения суда.

Но на следующий день сайт так и не был разблокирован. Вместо этого сотрудник РКН сказал, что от меня требуют документ от прокуратуры, которая инициировала дело, подтверждающий, что у них нет претензий (это же и сообщил мне региональный РКН).

Другими словами, это означает, что они не могут сами определить — устранены нарушения или нет — материалов дела от суда у них нет — только от меня, но этого им недостаточно.

Честно говоря, не понимаю, почему нельзя в случае не криминальных статей вначале запросить материалы дела у суда, их изучить, оценить — убраны нарушения или нет, дать комментарии. И только потом блокировать при бездействии владельца.

Да и Постановление Правительства требует как раз от РКН конкретного описания сути нарушений и оперативности удаления из реестра.

Шёл 6-ой день. В итоге я сумел договориться связать по мобильному телефону сотрудника прокуратуры и РКН, что в итоге и привело к разблокировке ресурса на 7-ой день…

Вот такая кривая процедура. Лишь то, что мне попались нормальные люди, помогло решить вопрос, но всё равно трафик за это время просел и я потратил кучу времени на решения вопроса.

Что ты можешь посоветовать людям, которые оказались в подобной ситуации?

  1. Исправить скорее всё, что можно понять из решения суда. Добиться того, чтобы хостинг отписал в Роскомнадзор. Если хостинг сливает — переходить на другой.
  2. Сразу после исправлений отписать в РКН на почту, указанную в уведомлении.
  3. Пока запросы обрабатываются, как можно скорее изучить материалы дела и сфотографировать их.
  4. Внести требуемые правки по необходимости.
  5. Написать повторно в РКН, что всё исправлено, уже приложив копии из дела.
  6. Попутно у инициатора дела запросить бумагу об отсутствии претензий по делу.
  7. В случае игнорирования, как можно скорее идти на приём в РКН, писать запросы через сайт, звонить в местный РКН или ехать в центральный офис, если уже ситуация дошла до критичной.

К сожалению, заданный тренд ограничительных мер в Интернете дошёл до того, что уже РКН противоречит Постановлениям Правительства, нам лишь остаётся тщательно модерировать свои ресурсы и проверять почту каждый день.

Коллеги, а вы или ваши знакомые уже сталкивались с блокировкой? Что думаете по этому поводу? Кстати, можете напрямую писать Антону, если вам интересная эта тема.

Банк против преступников

Сбербанк начал новый этап борьбы со злоумышленниками, ворующими деньги со счетов клиентов. В письме, направленном в Роскомнадзор, банк попросил ведомство запретить веб-сайты, занимающиеся распространением программ для подмены номера телефона при совершении звонков, сообщает агентство «РИА новости» со ссылкой на зампреда правления банка Станислава Кузнецова.

Предложение о запрете распространяется также и на ресурсы, с которых можно скачать приложения для рассылки SMS-сообщений.

С чего все началось

В январе и феврале 2019 г. клиентам Сбербанка стали массово поступать звонки с номеров, принадлежащих банку. Звонившие мошенники представлялись сотрудниками Сбербанка и вводили людей в заблуждение, сообщая о блокировке их карты и выведывая личные данные, необходимые для снятия денег со счета. При этом злоумышленники заранее располагали базовой информацией о потенциальной жертве – помимо номеров телефонов, им были доступны также фамилии и имена, что позволяло усыпить бдительность абонента.

Читайте также  Почему у яндекса сегодня такой дизайн

Сам Сбербанк не имеет ничего общего со звонящими людьми.

Источник опасности

По словам Станислава Кузнецова, сотрудники банка выявили уже несколько десятков сайтов, предлагающих своим посетителям по минимальной цене приобрести программное обеспечение, позволяющее им подделывать номера при звонке. Подобное ПО сейчас распространяется в открытом режиме, и в настоящее время каждый желающий может приобрести его в личное пользование.

Риски для россиян

Кузнецов также отметил, что существуют и другие способы использования приложений для подделки номеров. К примеру, злоумышленник может вписать номер жертвы и звонить уже якобы с него, что может нанести урон репутации истинному владельцу номера.

Поправки к закону

Письмо в Роскомнадзор — это лишь первый шаг по борьбе Сбербанка с мошенниками, подделывающими номера телефонов при помощи специализированного ПО. В дальнейшем банк намерен добиться внесения соответствующих изменений в законы страны, согласно которым подобные действия будут классифицироваться в качестве уголовного преступления. По состоянию на 15 февраля 2019 г. соответствующие поправки к закону к рассмотрению не подготовлены.

История повторяется

Ситуация с подделкой номеров Сбербанка не нова, просто сейчас она вышла на технически новый уровень. Подобные схемы обмана россиян действуют уже не один год: в 2013 г., к примеру, на телефоны клиентов банка тоже рассылались сообщения якобы от Сбербанка с информацией о блокировке карты. На тот момент преступники не имели технической возможности отсылать SMS именно с номера 900, используемого самим банком, и применяли похожие номера – «СБ900», «900» и им подобные.

Играю тут в игру одну на телефоне от Gameloft.

Ценовая политика у них лютейшая. Доната требуют по-страшному (чтобы уровень пройти надо задонатить от 3.5к рубасов либо задротить).

Стало скушно задрачивать, а пройти хотелось, полез в интернеты искать варианты.

И вот на одном из сайтов нашёл как что делать. Текста много, картинки добавлены — в один экран всё не влезает. Пролистнул вниз и активировал спрятанный баннер, который привёл меня на страничку с вот таким уведомлением:

Я, конечно, удивился, но читать не стал такую портянку.

Просто нажал "ОК" с мыслью закрыть вкладку.

Но не тут-то было!

уведомление моментально появляется вновь, не давая закрыть вкладку.

Ладно, стал читать.

4к хотят на телефон — ясно-понятно — это не госконтора.

Далее: сайт *.ru.com — ясно понятно.

Закрыл Safari, отрыл снова — та же петрушка. Ни переключить вкладку, ни закрыть не даёт.

Ладно, выключил wi-fi, перезапустил Safari — толку нет.

Полез в настройки телефона.

Полазил немного, нашёл настройки Safari, а там есть вот такая штука в самом низу:

Переключаем переключалку JavaScript в положение "Выкл.", перезапускаем Safari и спокойно закрываем вкладку. Больше никаких всплывающих окон.

Чтобы потом снова всё работало — заходим туда же, JavaScript включаем, если он Вам нужен.

А отправлять деньги на какие бы то ни было номера не нужно.

Скорее всего, это ничего не даст, кроме новых попыток злоумышленников вас раскрутить на новые переводы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector