Сгруппируйте слова имеющие одинаковые окончания

Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку

Скачать:

Вложение Размер
olimpiada_russkiy_10-11.docx 23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

2016-2017 учебный год

1. Сколько раз встречается [й] в следующих строках?

Горячей головы качанье,

И нежный лед руки чужой,

И темных елей очертанья… ( 3,5 балла)

2. Являются ли слова «больной» и «больная» формами одного слова или это разные слова? Объясните свой ответ. (2 балла)

3. Являются ли родственными польское uroda ( красота ) и русское урод? Прокомментируйте свой ответ. (6 баллов)

4. Сколько общих морфем в словах невероятный, неимоверный? (3 балла)

5. Найдите пару, в которой слова имеют одинаковые окончания:
А) Столовая – стая
Б) Портной — герой
В) Рыбачий – рабочий
Г) Лекторий – лисий (1 балл)

6. Найдите словосочетания с ошибками, исправьте их:

Заглавная роль, косный мозг, крёстный ход, маневровый тепловоз, туристское агентство, запасный выход, обидчивый человек, элитарные войска, драматургический театр, жилищный вопрос. (5 баллов)

7. Какими частями речи являются выделенные слова?

Сколько раз я просила его помочь!

В окно тихо стукнули: раз , два, три…

Как-то раз я уже приходила в этот парк.

Раз я люблю тебя, то ты должен мне доверять. ( 4 балла)

8. Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля.

Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо образом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.

Попытайтесь таким же образом передать следующую русскую пословицу:

Собака лает, ветер носит. (6 баллов)

9. Сгруппируйте следующие слова по словообразовательным гнездам.

Лукавый, излучина, лучевой, лучезарный, лукоморье, луковица, лучина, лучковый, лукошко, лучистый, получка, лучник, случай, лучше. (14 баллов)

10. В чем заключается синтаксическое своеобразие поэтической строчки из поэмы Пушкина «Полтава» На холмах пушки присмирев // Прервали свой голодный рев ? Возможна ли в ней расстановка знаков препинания? Если возможна, то какая?

11. Переведите отрывок из «Сказания об Индийском царстве» на современный русский литературный язык.

Есть у мене земля, в неи же суть люди, очи у них в челах. Есть у мене полата злата, в неи же есть зерцало праведное, стоить на 4-рех столпhх златых. Кто зрить в зерцало, тои видить своя грhхи, яже сътворил от юности своея. Близ того и другое зерцало цкляно. Аще мыслить зло на своего господаря, ино в зерцалh том зримо лице его блhдо, аки не живо. А кто мыслить добро о осподарh своем, ино лице его в зерцалh зримое, аки солнце. А во дворh моем церквеи 150, ины сътворены богом, а ины руками человеческыми.

1. Звук й встречается 7 раз: горяче й , качань е , нежны й , чужо й , е ле й , очертань я .

2. «Больной» и «больная» — формы одного слова, если речь идет о прилагательных, но два разных слова, если речь идет о существительных. (2 балла)

3. 1. Это этимологически родственные слова.

2. Возможный комментарий: Поскольку польский и русский языки являются родственными славянскими языками, восходящими к праславянскому языку, этимологическим (исходным) корнем для обоих слов является корень –*rod -; однокоренными к данным словам являются соответственно rodzina (семья), r?d (род), rjdzi? (родить) и родина, родить(ся), род, родственник, родной, урожай, объединенные общим значением «рождение, появление на свет».

Читайте также  Следующий запуск с космодрома восточный

1. Ответ на вопрос – 1 б .

2. Комментарий – до 5 баллов в зависимости от полноты и правильности.

4. В современном русском языке слова НЕ-ВЕР-/О/-Я-Т-Н-ЫЙ

НЕ-ИМ-/О/-ВЕР-Н-ЫЙ Общими являются морфемы: НЕ-, -ВЕР-, -О-, -Н-, -ЫЙ. С этимологической точки зрения общими являются также корневые морфемы –ИМ- и –Я-, доказательством чего является чередование этих корней в словах ВЗЯТЬ — ВЗИМАТЬ, ПОНЯТЬ – ПОНИМАТЬ, ОБНЯТЬ – ОБНИМАТЬ.

2 балла за верно выделенные морфемы + 1 балл , если указали как общие морфемы –ИМ – и – Я –. Всего 3 балла.

5. Г) В слове лисий и лекторий нулевое окончание.

А) Столовая – стая (в слове столовая окончание – ая, в слове стая – я).
Б) Портной — герой (в слове герой нулевое окончание, в слове портной –ой.)
В) Рыбачий –рабочий (В слове рыбачий – нулевое окончание, в слове рабочий – ий).

6. Косный мозг (правильно: костный мозг ); крёстный ход (правильно: крестный ход ); туристское агентство (правильно: туристическое агентство ); элитарные войска (правильно: элитные войска , т. е. отборные); драматургический театр (правильно: драматический театр ). (5 баллов)

7. 1) Существительное 2)имя числительное 3) наречие 4) подчинительный союз.

8. Что написано пером, то не вырубишь топором. (1 балл)

Информация, высказываемая в какой угодно форме, многократно тиражируется и распространяется повсюду. (5 баллов) Всего 6 баллов

9. 1) Лукавый, излучина, лукоморье, лучковый, лукошко, лучник – восходит к корню лук- со значением «изгиб, кривизна»

2) Лучевой, лучезарный, лучина, лучистый — восходит к корню луч- со значением «испускание света»

3) случай, получка, лучше — восходит к корню луч- со значением «метко бросать, попадать, получать»

4) луковица- восходит к корню лук- со значением «растение»

по 1 б. за выделение словообразовательного гнезда, минус 0,5б. за каждое неверно помещенное слово. Всего 14 баллов

10. Своеобразие этой конструкции заключается в том, что подлежащее пушки находится внутри обстоятельства на холмах присмирев , выраженного деепричастным оборотом (2). В этом случае обособление его не требуется, так как в противном случае подлежащее будет отделено от сказуемого запятой, что противоречит нормам русской пунктуации (2). В случае же если в качестве обстоятельства рассматривать одиночное деепричастие присмирев, то его необходимо выделить запятыми (1). Однако такой вариант прочтения фразы не соответствует смыслу, заложенному в эту строку автором, поэтому знаки препинания в ней расставлять не следует (2).

Комментирование синтаксиса — 2 балла.

Комментирование каждого из вариантов пунктуации – до 2 баллов.

Максимум 7 баллов.

11. Есть у меня земля, а в ней люди, у которых очи во лбу. Есть у меня палата золотая, а в ней – правдивое зеркало; оно стоит на четырех золотых столбах. Кто смотрит в зеркало, тот видит свои грехи, какие сотворил с юности своей. Вблизи того зеркала есть другое зеркало, стеклянное. Если мыслит кто-нибудь зло на своего господина, то лицо его в том зеркале выглядит бледным, как бы неживым. А кто хорошо думает о господине своем, то лицо его в зеркале сияет как солнце. А во дворце моем сто пятьдесят церквей; одни сотворены богом, а другие человеческими руками.

[Памятники литературы Древней Руси: XIII век / сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. – М.: Художественная литература, 1981. – 616 с. (с. 472-473)]
Читайте также  Разрешение не поддерживается на этом телевизоре

1. От данных существительных образуйте формы именительного падежа множественного числа. Сгруппируйте слова, имеющие одинаковые окончания. Подчеркните существительные, имеющие вариантные окончания, укажите особенности каждого варианта.

Абзац, альпинист, баян, богатырь, волжанин, двор, директор, импульс, карандаш, комбикорм, корпус, кубик, мех, орден, парус, плащ, победитель, поэт, пояс, пропуск, пустяк, римлянин, сорт, суп, тон, трубач, фильм, цех, шарф, шифр.

2. Выберите правильный вариант из скобок, объясните свой выбор.

1. Для проведения бесед и докладов были приглашены квалифицированные (лекторы–лектора). 2. Ничего хорошего не получится, если вливать новое вино в старые (меха–мехи). 3. Из ворот выехали пятитонные грузовики, (кузовы–кузова) их до краев были наполнены мешками и ящиками. 4. Крупные (лоскуты–лоскутья) разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской. 5. Мальчик в изодранной курточке и брюках бежал вперед, (лоскуты–лоскутья) его одежды развевались по ветру. 6. Пастух приложил к губам свою дудочку, и медленно стали разноситься тихие, переливчатые (тоны–тона) свирели. 7. Речь идет о том, чтобы устранить все (тормозы–тормоза), мешающие нашему движению вперед. 8. Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие темно-синие (тоны–тона). 9. На постоянную работу требуются квалифицированные (токари–токаря) и (слесари–слесаря)-инструменталыцики. 10. Важнейшие отделы и (секторы–сектора) учреждения были реорганизованы. 11. Во всю ширину реки были растянуты большие (неводы–невода). 12. У причала столпились военные (катера–катеры); на внешнем рейде стояли (крейсеры–крейсера). 13. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофера–шоферы). 14. По обе стороны строительной площадки возвышались аккуратно сложенные (штабели–штабеля) кирпичей.

3. Вместо точек вставьте окончания и мотивируйте свой выбор.

Прохожий купил в киоске пачку табак. и зажигалку. В компот положили много изюм. и чернослив. Хозяйка протянула гостю чашку горячего ча. Больной принял таблетку валидол. и выпил ложку бром. Столько этого крик. и визг. было, что барабанные перепонки чуть не лопнули. Всадники быстро промчались и скрылись из вид. Отбо. нет от разных заманчивых предложений. Иные судят обо всём с наскок. Возьмите на складе побольше цемент. и немного алебастр. Трудно даже представить себе, сколько доход. получит в этом году наш завод. Во все фруктовые магазины привезли превосходного виноград. Уступите ему смех., ради. К обеду хотите щей или борщ. ? Эх, хорошо бы поддать пар. За ночь навалило снег. так что не пройти от дома к калитке.

4. Раскройте скобки, ставя существительные в нужном падеже. Объясните особенности образования падежных форм.

1. На прохожих сиротливо глядели несколько подслеповатых (окошко). 2. Десятки (тонна) болгарских (помидор), украинских (яблоко), крымских (мандарин), вьетнамских (банан), африканских (апельсин) доставляют в промышленные центры в специальных рефрижераторных поездах. 3. Для своей работы кочегар располагает целым набором больших и малых (кочерга). 4. Из свежих (опёнок) молодая хозяйка приготовила к обеду второе блюдо. 5. Уже не разогнуть старику согбенных годами (плечо). 6. На фестивале молодежи и студентов можно было видеть национальные одежды (таджик, киргиз, якут, узбек, монгол, мордвин, осетин, башкир, бурят, туркмен). 7. Миша обнаружил, что у него кончился запас (лезвие) для бритвы. 8. Из всех (кушанье) больше всего понравились гостям пироги с зеленым луком. 9. В универмаге был богатый ассортимент изящных (туфля), узорных (чулок), безразмерных (носок), модных дамских (сапог). 10. Пищей для болотных (цапля) служат лягушки, водяные черви, пиявки. 11. В общежитие поступили комплекты новых (наволочка, простыня, одеяло). 12. Из открытых детских (ясли) слышались веселые голоса. 13. Хозяевами многих (дупло) стали дикие пчелы и осы. 14. Пора летних (сумерки) в лесу – желанное время для охотника.

Читайте также  Разборка ноутбука леново g580

5. Вставьте пропущенные буквы и объясните выбор варианта.

1. Говоря о подвигах русских моряков, вспоминаем и легендарн. «Потёмкин. ». 2. Аквалангист с удивлением смотрел на странны. чудовищ. , проплывавши. мимо него. 3. Ветер подхватил бумажн. зме. и отнёс далеко от места, где стояли дети. 4. Во второй серии кинофильма зрители увидят новы. персонаж. которы. режиссёр собирается вывести на экран. 5. Глядя восхищенными глазами на витрину детского универмага, девочка умоляла мать купить ей все. эти. кук. л. 6. Жюри отметило как лучших 32 участник. смотра художественной самодеятельности. 7. Иностранные туристы с большим любопытством ели дальневосточны. краб. . 8. Ипподром приобрел прекрасны. скаковы. лошад. 9. Кукольник ловко дергал свои. ма-рионет. к. за ниточки. 10. Ранней весной нужно уничтожать личин. к. вредных насекомых. 11. Вследствие особых астрономических условий трудно даже при помощи очень сильного телескопа наблюдать Меркури.

6. Сопоставьте словосочетания и назовите смысловые различия между соотносительными формами предложного падежа существительных.

В звуковом строе – в боевом строю; в прямом угле – в темном углу; в двадцатом веке – на своем веку; в стальном круге – в дружеском кругу; в бреде больного – в горячечном бреду; в одном астрономическом годе – в нынешнем году; в китовом жире – весь в жиру; в «Русском лесе» – в темном лесу; в «Вишневом саде» – в нашем саду; в Дантовом «Аде» – в кромешном аду.

7. Объясните значение устойчивых сочетаний. Составьте с ними предложения.

Вариться в собственном соку, семи пядей во лбу, рыльце в пуху, ни в одном глазу, бельмо на глазу, на верху блаженства, лежать на боку, росинка во рту, написано на роду.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В АУДИТОРИИ

Еськова Н. А. Склонение фамилий и личных имен в русском языке // Русский язык в школе. 1991. № 4.

Лейчик В. М. Алиса – имя собственное // Русская речь. 1992. № 6.

Картоев М. У. Почему кофе мужского рода? // Русский язык в школе. 1991. №4.

Каринская Е. В. «Технологии» вошли в оборот // Русская речь. 1994. №5.

БрусенскаяЛ. А. Служит ли категория числа для создания точности речи? // Русский язык в школе. 1995. № 4.

Запишите слова, группируя их по грамматическому значению окончания.
Деревушка, по дороге, петь, у озера, в море, население, земля, голова, озёра, Маша, бежала, летала, лепить, море, спеть, дожди, яркий, люди, весенний, красивый, экзамены, азбука, алфавит, экзамен, города.

Слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение: деревушка — голова — Маша — азбука (сущ. 1 скл. и.п.); петь — лепить — спеть (инфинитив); весенний — яркий (прилаг. м.р., ед.ч.): лю­ ди — дожди (сущ. мн.ч., им.п.); озера — города (сущ. мн.ч.); алфавит — эк­ замен (суш. 2 скл., им.п.).
Слова с одинаковым лексическим значением: население — люди; азбу­ка — алфавит.
Слова с одинаковым грамматическим значением: купив — начав — сделав (дееприч. прош. вр.), солнце — поле (сущ. ср. р., 2 скл., им.п.).
Слова с одинаковым лексическим значением: глаз — око, языкозна­ние — лингвистика.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector