Синтаксический разбор предложения правило 4 класс

Просто о синтаксическом разборе предложения

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:

Если простое:

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное:

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения


Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения


Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)

Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.
Читайте также  Произошла ошибка проверки подлинности что это

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
    • Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
    • Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
    • Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

    Сказуемое

    1. Отмечаем, чем является сказуемое — простым глагольным или составным (именным или глагольным).
    2. Указать, чем выражено сказуемое:
      • простое — какой формой глагола;
      • составное глагольное — из чего оно состоит;
      • составное именное — какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

      В предложении, имеющем однородные члены.

      Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

      В предложениях с обособленными членами:

      Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

      В предложениях с обособленными членами речи:

      Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

      В сложносочиненном предложении:

      Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

      Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

      В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

      Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

      Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

      Читайте также  Почему музыка перестает играть при блокировке

      Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

      В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

      Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

      В сложном бессоюзном предложении:

      Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

      Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

      Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

      В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

      Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

      По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

      Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

      Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.

      Если страница помогла, сохраните её и поделитесь ссылкой с друзьями:

      Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

      Памятка по разбору предложения

      Скачать:

      Вложение Размер
      sintaksicheskii_razbor_predlozhenija_pamjatka_.docx 11.92 КБ

      Предварительный просмотр:

      Синтаксический разбор предложения. 4

      1. По цели высказывания

      (повествовательное, вопросительное, побудительное)

      3. Выделить грамматическую основу .

      ( подлежащее — ______ , сказуемое – )

      4. По наличию грамматических основ

      ( простое — 1 грам. основа, сложное – 2 и более грам. основ.).

      5. По наличию второстепенных членов предложения

      6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения:

      определение — (какой?, какому?, каким. ),

      дополнение — (вопросы падежей, кроме И.п.),

      обстоятельство — (где?, как?, куда?, зачем?, почему?, когда?)

      7 Указать над каждым словом в предложении часть речи

      Читайте также  Попробуйте более оригинальный пароль

      (сущ., прил., гл., мест., нар., числ.,предл., союз )

      8. Выписать словосочетания

      ( подлежащее + второстепенные члены предл.,

      сказуемое + второстепенные члены предл.,

      второстепенные члены предл. + второстепенные члены предл.)

      По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      Памятки необходимы учащимся для грамотного оформления разборов.

      Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

      Памятка к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборовв начальных классах. Фонетический разбор слова. 1. Сколько в слове слог.

      Памятки к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов в начальных классах.

      Данное методическое пособие создано в связи с возникающими у родителей вопросами о порядке выполнения грамматических разборов и их письменного оформления в начальной школе.

      в помощь ученику.

      Фонетический, морфемный, морфологический и синтаксический разборы в начальных классах.

      Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
      с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

      Алгоритм синтаксического разбора предложения (Цифра 4)

      По цели высказывания это предложение:

      повествовательное , т.к. содержит повествование, сообщение;

      вопросительное , т.к. содержит вопрос;

      побудительное , т.к. содержит побуждение к действию, приказ или просьбу.

      3. По эмоциональной окраске, интонации это предложение:

      восклицательное, т.к. произносится с особым чувством, с повышенной интонацией;

      невосклицательное , т.к. произносится без особого чувства.

      4. Найду грамматическую основу, главные члены предложения.

      Кто? Что? — …это подлежащее, подчёркиваю одной чертой, выражено именем существительным, местоимением.

      Что делает? — …это сказуемое, подчёркиваю двумя чертами, выражено глаголом (именем существительным).

      5. По количеству грамматических основ это предложение:

      простое, т.к. одна грамматическая основа;

      сложное, т.к. две и более грамматических основ.

      6. По составу грамматической основы это предложение:

      — двусоставное , т.к. есть подлежащее и сказуемое;

      односоставное , т.к. есть только подлежащее или только сказуемое.

      7. По наличию второстепенных членов это предложение:

      распространённое, т.к. есть второстепенные члены предложения;

      нераспространённое , т.к. нет второстепенных членов предложения.

      8. Это предложение:

      — осложнено , т.к. есть однородные члены предложения, обращения и т.д.

      не осложнено, т.к. нет однородных членов предложения, обращений.

      9. Выписываю словосочетания (ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ)

      — задаю вопрос от подлежащего;

      — задаю вопрос от сказуемого;

      — задаю вопрос от второстепенного члена предложения.

      Определение отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? (подчёркиваю волнистой линией).

      Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей: (КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ? (подчёркиваю пунктирной линией).

      Обстоятельство отвечает на вопросы КАК? Г Д Е? КОГ Д А? ОТКУ Д А? КУ Д А? КАКИМ ОБРАЗОМ? (подчёркиваю короткая линия, точка, короткая линия, точка).

      10. Черчу схему предложения.

      11. Подписать части речи. Образец

      пр. прил. прил. прил. сущ. гл. прил. сущ.

      На сухую , твердую , мерзлую землю упал ранний снег . (прост., двусост., повеств., невоскл., распр., осложн. однородн. опред.) [ , , ].

      Ссылка на основную публикацию
      Adblock
      detector