Содержание
В повседневной жизни мы часто встречаемся с проблемами нехватки воды или продовольствия. Они причиняют нам определенные неудобства. Есть, однако, вещи, дефицит которых накапливается незаметно, но в ближайшем будущем рискует стать серьезной проблемой для обеспечения жизнедеятельности человечества. Содержание кислорода в доисторическую эпоху было 36%, полтора века назад — 26%, сегодня — чуть больше 20%. При 17% кислорода в атмосфере жизнь человека на Земле станет невозможной.
Наиболее эффективно обеспечение кислородом и использование его в окислительно-восстановительных процессах происходит в тех случаях, когда содержание кислорода в воздухе, который поглощают живые организмы, составляет 20,8%. К сожалению, в наше время в природных условиях оно реализуется лишь в городских парках (20,8%), загородных лесах (21,6%) и на берегах морей и океанов (21,9%). На городских улицах, в квартирах и офисах содержание кислорода значительно меньше (20%), что приводит к возникновению у людей кислородной недостаточности (гипоксии).
Если спросить любого автолюбителя, на чем ездит его машина, он не задумываясь ответит — на бензине. Некоторые вспомнят про выделяемый углекислый газ, совсем немногие — про сгораемый в этом процессе кислород. А зря. Сделаем небольшой расчет: сколько кислорода потребляет обычный автомобиль, причем не по объему, а по массе. В двигателе внутреннего сгорания бензин реагирует с кислородом, при этом выделяются углекислый газ и тепловая энергия. На сгорание двух молекул бензина требуется 25 молекул кислорода! Бак легкового автомобиля вмещает около 40 л бензина, или 28 кг по массе. Для его использования требуется 98 кг кислорода. По массе это в 3,5 раза тяжелее израсходованного бензина.
Всего в Свердловской области сегодня насчитывается 1,3 млн автомобилей. В нашей стране из расчета на тысячу жителей приходится 90 автомобилей. Резервы для роста этого показателя огромны: для сравнения, в США — 750 автомобилей на тысячу жителей. Попутно отметим, что всего в мире ежегодно выпускается 50 млн автомобилей, а в целом, с учетом выбытия, их насчитывается свыше 700 миллионов. А еще самолеты, тепловозы, промышленные установки…
Загрязнение атмосферы и ухудшение здоровья горожан происходят не столько из-за выброса вредных веществ, сколько из-за громадного потребления кислорода двигателями внутреннего сгорания и резкого снижения его доли в зоне дыхания людей. Так, за час работы мотор средней легковушки поглощает столько кислорода, сколько нужно человеку для дыхания в течение месяца. При наличии на улицах большого количества автомашин, тем более пробок, этот процесс приобретает лавинообразный характер. Учитывая, что выхлоп и забор воздуха идут примерно на одной горизонтали, происходит искусственное обогащение смеси. Это приводит к ухудшению условий сгорания топлива и увеличению в выхлопных газах окиси углерода и углеводородов. При подобных обстоятельствах двигатель должен заглохнуть: этого не случается только из-за ветра и естественного перемешивания воздушной массы. При полном же штиле описанная ситуация вполне реальна, ведь при снижении доли кислорода в атмосфере до 15% гаснет свеча и не загорается спичка.
А что происходит с человеком, если он оказывается вблизи транспортного потока? Многочисленные медицинские эксперименты показали, что при длительном вдыхании воздуха с содержанием кислорода менее 15% наступает смерть, а первые признаки кислородной недостаточности проявляются уже при 18,3%.
Многие зарубежные ученые считают, что кислород и природные циклы его репродукции находятся под угрозой. Так, по данным 1973 года, сжигалось 23% этого газа, производимого всей наземной флорой, а в 1993 году — уже 90%. Это происходит не только за счет роста автомобильного парка, интенсификации человеческой деятельности, но и из-за сокращения площади зеленых насаждений. При таком положении дел кислородная проблема возникнет даже раньше, чем топливная.
Сделаем укрупненный расчет баланса кислорода, выделяемого лесами Свердловской области и потребляемого автомобилями. Автомобиль сжигает за месяц то, что 1 га леса выделил в атмосферу за год. Соответственно, в год на один автомобиль нужно 12 га леса. В нашей области лесом покрыто около 13 млн га. А если перемножить 12 га, необходимых для покрытия потребностей в кислороде одного автомобиля, на число машин, зарегистрированных в Свердловской области (1,3 миллиона), получим 15,6 млн га. Таким образом, площадь наших лесов не компенсирует того количества кислорода, который потребляется автомобилями. При этом динамика удручает: количество автомобилей растет бешеными темпами, а площадь лесов в Уральском регионе за последние сто с небольшим лет сократилась почти вдвое. Было бы неплохо предложить нашим автолюбителям сначала посадить 12 га леса, а потом уже покупать машину. Не исключаю такого варианта в будущем.
В мегаполисах дефицит кислорода еще более усугубляется. В Свердловской области идет отток населения из провинциальных районов в Екатеринбург. С оттенком гордости мы говорим о строительном буме и видим, как в центральной части города дома возводятся почти вплотную друг к другу. Я как-то пытался посчитать, сколько зеленых насаждений, деревьев, газонов приходится на одного человека в центре Екатеринбурга. При норме 24 метра у меня получились дециметры… С учетом высокой концентрации автомобилей из-за дефицита зеленых насаждений, нарушений при уплотненной застройке мы программируем жителям города целый букет заболеваний, от астмы до онкологии. Врачи установили, что недостаток кислорода вызывает общую слабость, мышечные и головные боли, нарушение сна и обмена веществ, частые инфекционные болезни, снижение иммунитета и сексуальной активности, депрессию. Список можно продолжать, но уже очевидно, что он очень напоминает типичную картину недугов наших горожан.
Известно, что человек за сутки потребляет 15 кг кислорода, а автомобиль, пробежав 800 км — израсходует кислорода столько же, сколько человеку потребуется на год. В одном из городов на 10 жителей приходится один автомобиль, который в среднем в год пробегает 24000км. Спрашивается, кто больше потребляет кислород, жители или автомобили?
1 больше жители
2 больше автомобили
- Попроси больше объяснений
- Следить
- Отметить нарушение
LiaSa 05.04.2012
Что ты хочешь узнать?
Ответ
человек в год потребляет 365*15=5475 кг кислорода
В среднем, обычный легковой автомобиль ежедневно сжигает около 15 литров топлива. Расходуя эти 15 литров, каждая машина ежедневно выпускает около 9 кг диоксида углерода, а проще говоря, углекислого газа. Ежедневно на дороги во всем мире выезжает порядка 500 миллионов автомобилей. При этом один городской автобус может вместить и перевезти столько же людей, сколько 40 легковушек.
Объем мировых выбросов углекислого газа (CO2) с 2000 по 2007 год возрастал в четыре раза быстрее, чем в течение предыдущего десятилетия, и увеличение этого объема происходило быстрее, чем предсказывалось в наихудшем из сценариев изменения климата. При этом специалисты утверждают, что способность окружающей среды абсорбировать выбросы стремительно уменьшается.
СО2 образуется при дыхании организмов, при сжигании топлива, содержащего углерод, а также при извержении вулканов и выветривании карбонатных горных пород. Повышение концентрации углекислого газа в атмосфере приводит к так называемому «парниковому эффекту», который, по мнению экологов, является одной из главных причин глобального потепления.
По утверждению специалистов, объем мировых выбросов CO2 достиг эквивалента 10 миллиардов тонн углерода, из которых 8,5 миллиарда тонн производятся за счет сжигания топлива. В 2007 году выбросы в Китае достигли 1,8 миллиарда тонн CO2, против 1,59 миллиарда тонн в США, 432 миллионов тонн в России и 430 миллионов тонн в Индии.