Скотчлок поможет соединять провода без потребности в сложных инструментах и паяльниках. Профессиональные электрики иногда кардинально расходятся в оценке подобных изделий. А мы попытаемся с предельной объективностью выяснить особенности этого клеммника и некоторые нюансы его использования.
Что такое скотчлок
Термином Scotchlok обозначаются предназначенные для соединения жил в проводниках клеммники зажимной конструкции. Контакт ножевого вида служит местом, где жила надежно фиксируется методом сжатия. Соединение относится к участкам с надежной степенью изолированности благодаря применению материалов для изготовления корпуса с диэлектрическими характеристиками.
Качественный скотчлок — соединитель изготавливается из нейлона с противовоспламеняющими свойствами или полипропиленовой массы. Процесс соединения жил проводов обеспечивается наличием прорезающего изоляционный слой оригинального контактного элемента, выполненного в форме литеры U и располагающегося во внутренней части изделия. Наполняющий Scotchlok гидрофобный гель будет оптимальным способом предохранения зон соединений от проникновения влаги. Это позволяет значительно повысить сроки безаварийной эксплуатации контактов.
На рынке особой популярностью пользуются образцы известной торговой марки ЗМ. Кроме клеммников бренд производит и качественные клеящие растворы, входящие состав изоляционных и светодиодных лент. Несмотря на выпуск соединителей и другими брендами, именно продукция ЗМ остается лучшей по мнению специалистов и рядовых потребителей.
Принцип действия практически идентичен конструкции используемых для проводов марки СИП прокалывающих зажимов. Некоторые модели применяются для специфичного подключения, называемого «подпараллеливанием» – это образование без потребности в снятии напряжения ответвительных от линии соединений.
Ведение проводника и обжимка – два главных этапа монтажа. Габариты скотчлока дают возможность работы с жилами поперечного сечения в диапазоне от 0,4 до 4 кв. мм.
Основные виды
Практически для любой ситуации электромонтеры смогут подобрать нужный вариант из обширного ассортимента модификаций продукции ЗМ Scotchlok.
Основные типы соединителей – это Т-образные, тупиковые и проходные устройства. Количество проводов обычно составляет 2 или 3.
Встречается скотчлок — соединитель проводов с наличием гелевого защитного наполнения или без него. Практически каждая из рассматриваемых моделей выпускается в двух указанных исполнениях. Примером может быть заполненный гелем UB2A и его стопроцентный аналог UB2A-D без геля.
Ознакомимся с образцами наиболее распространенных на практике образцов.
Для работы с малыми сечениями:
- соединитель с гелем для пары жил с параметрами сечения 0,4-0,9 мм Scotchlok UY-2. Габариты входного отверстия делают возможным применение провода с диаметром по внешней изоляции в 2,08 мм;
- удобный вариант выполнить разветвление линии – использование тройной модели UR Такой способ идеально подходит для работы с тремя проводниками с сечением в пределах от 0,4 до 0,9 мм и наружным диаметром изоляционного слоя в 2,08 мм. Также имеется гелевое наполнение;
- подпараллеливание к основной линии – функциональное назначение UB2A с параметрами проводов, идентичными предыдущему скотчлоку;
- к виду проходных относится модель U1b для токопроводящих жил 0,9-1,3 мм и показателями диаметра изоляции до 3,18 мм.
Для больших сечений применяются:
- фиксация проводов 0,5-1,5 кв. мм с использованием соединителя Scotchlok 316 IR;
- толстые провода с сечением 2,5 кв. мм – область применения скотчлока MGC;
- тупиковые модели 558 для работы с отводами жил с сечением 0,5-1,5 мм;
- при необходимости монтажа без разрыва кабеля, хорошим выбором будет безгелевое изделие Scotchlok Клеммник выполнен по принципу раскрывающегося чемодана и прижимает провод при закрытии. Можно выполнить также утапливание ножа плоскогубцами;
- клеммник 534 отличается от предыдущего только номинальным сечением ТПЖ;
- для перпендикулярной врезки основной линии подходит соединитель 952 т-образного исполнения.
Как можно убедиться, представленного ассортимента достаточно для большинства случаев, встречающихся на практике.
Особенности применения
Два основных типа устройств, когда выполняется соединение скотчлоком – это нераскрывающиеся клеммники и модификации чемоданной конструкции. Все они снабжены идентичными U-образными контактами, а разница состоит в следующем – все нераскрывающиеся образцы, включая UY-2 и UR2, требуют наличия обжимных клещей особой конструкции с параллельными губками плоского вида.
Но и использование пассатижей также довольно распространенный способ. Модели, относящиеся к чемоданным, сжимаются в открытом положении пор металлическому контакту-скобе.
Нет потребности в дополнительной изоляции при заполнении гелем. Выполнение соединения происходит очень просто – в отверстие заводятся ровно обрезанные концы и закладываются в клеммник. А вот при отсутствии геля рекомендуется применить термоусадочную трубку или изоленту.
Обратите внимание на то, чтобы сечения проводников были в пределах допустимого. Токопроводящие жилы повредятся при превышении рекомендуемых параметров и не смогут надежно зафиксироваться при тонких показателях.
Большая вариативность соединений с много- и однопроволочными проводами не допускает монтажа скотчлоков для алюминиевых токопроводников. Происходит быстрое ослабевание контакта из-за большой текучести данного металла.
Область применения
Обычно такая технология соединения популярна среди электромонтеров при работе с телефонными и компьютерными сетями. Подобный метод подойдет для ситуаций с витой парой в слаботочных цепях.
Низковольтная автомобильная проводка – еще один вариант применения при необходимости выполнить врезку в основную линию. На рисунке ниже приведен пример подключения магнитолы с нестандартным штекером при помощи скотчлока.
А вот силовые провода лучше фиксировать другими зажимами – здесь подойдут элементы типа WAGO и пайка.
Этим постом мне бы хотелось поделится с любителями "колхозить" с автомобильной электрикой своим опытом и хотя бы намекнуть на существование "хорошего тона" в этой области.
Натолкнуло меня на это очень часто появляющиеся посты моих одноклубников, которые "врезаются" в штатную проводку автомобиля для подключение различного рода электроприборов (регистраторы, камеры, радары, различные фонари и лампы и пр. пр. пр.), требующих питания от бортовой сети. Ну правильно! от чего же ещё запитывать всю автомобильную электронику? не от батареек же! =D
Так вот… иногда наблюдаю я такую картину: взяли проводок, обпалили изоляцию зажигалочкой, содрали кое-как её той же зажигалочкой, примотали к оголённой части другой провод ну и хорошо, если хотя бы изолентой это место потом обмотали… Это просто ПИ$#@Ц! плакать сразу хочется!
Конечно я немного утрирую и такое встречается не так часто, но всё же встречается… :’-(
Естественно самым лучшим способом срастить два провода является их пайка! думаю, тут спорить никто со мной не должен.
НО:
— гараж с розеткой есть не у всех;
— паяльник, работающий от прикуривателя — это скорее экзотика, да и вообще подключать паяльник к автомобильной сети дело весьма сомнительное (я бы, например, не стал…);
— места в машине бывают "проклятые" — какой там в ж$пу паяльник… руку хотя бы просунуть;
— ну и для некоторых паяльник это вообще слово не из их лексикона))) Не так давно мой вышел из строя, а нужен был срочно и поздно вечером… так один из моих друзей поднял меня на смех, когда я спросил есть ли у него паяльник, выдав: "я думал, что это пережитки прошлого… уже и не вспомню, когда слово-то это в последний раз слышал".
В общем, вывод один паять не всегда получается/хочется/умеется!
Есть альтернатива!
Точнее их, разумеется, много, но нас интересует частный случай, который:
— наиболее применим к автомобильной проводке, сплошь состоящей из многожильных медных проводов;
— удобный;
— мобильный;
— практически не требующий финансовых затрат;
— не требующий специализированного инструмента.
Сразу хочу обратить Ваше внимание на фот факт, что сама по себе "скрутка" — не самый плохой вариант сращивания проводов, если делать её ПРАВИЛЬНО!, но процесс этот более трудоёмкий, чем тот, который хочу предложить вам я.
Итак. Существует в природе такая вещь:
Называется скотчлок (ScothLok).
Изобретение это принадлежит, многим хорошо известной, компании 3М.
Задумывалась как раз для быстрого сращивания проводов.
Вещица незаурядная и простая как 1 копейка.
Состоит и пластикового корпуса и металлической перемычки-резца.
Их много вариаций для разных целей и токов.
Бывают, например, ещё такие:
Но это вся для слаботочки (телефонный сети и т.п.).
Лучше использовать такие, как на первых двух фото.
Они бывают под разные сечения проводов и отличаются цветом:
красный: 0,25-1,65мм
синий: 1,04-2,63мм
жёлтый: 2,63-6,64мм
Для автомобильной проводки самым оптимальным является красный.
Судя по примерным расчётам "на глазок", ток ампер эдак в 5 для них вполне рабочий.
Суть его использования заключается в том, что можно легко и вполне безопасно запараллелиться к проводу не нарушив его целостности:
— вставляем провод-донор (с которого будем брать ток) в прорезь сбоку
— вставляем провод-потребитель (на который этот ток будем подавать) в соседнюю полость
Этим постом мне бы хотелось поделится с любителями "колхозить" с автомобильной электрикой своим опытом и хотя бы намекнуть на существование "хорошего тона" в этой области.
Натолкнуло меня на это очень часто появляющиеся посты моих одноклубников, которые "врезаются" в штатную проводку автомобиля для подключение различного рода электроприборов (регистраторы, камеры, радары, различные фонари и лампы и пр. пр. пр.), требующих питания от бортовой сети. Ну правильно! от чего же ещё запитывать всю автомобильную электронику? не от батареек же! =D
Так вот… иногда наблюдаю я такую картину: взяли проводок, обпалили изоляцию зажигалочкой, содрали кое-как её той же зажигалочкой, примотали к оголённой части другой провод ну и хорошо, если хотя бы изолентой это место потом обмотали… Это просто ПИ$#@Ц! плакать сразу хочется!
Конечно я немного утрирую и такое встречается не так часто, но всё же встречается… :’-(
Естественно самым лучшим способом срастить два провода является их пайка! думаю, тут спорить никто со мной не должен.
НО:
— гараж с розеткой есть не у всех;
— паяльник, работающий от прикуривателя — это скорее экзотика, да и вообще подключать паяльник к автомобильной сети дело весьма сомнительное (я бы, например, не стал…);
— места в машине бывают "проклятые" — какой там в ж$пу паяльник… руку хотя бы просунуть;
— ну и для некоторых паяльник это вообще слово не из их лексикона))) Не так давно мой вышел из строя, а нужен был срочно и поздно вечером… так один из моих друзей поднял меня на смех, когда я спросил есть ли у него паяльник, выдав: "я думал, что это пережитки прошлого… уже и не вспомню, когда слово-то это в последний раз слышал".
В общем, вывод один паять не всегда получается/хочется/умеется!
Есть альтернатива!
Точнее их, разумеется, много, но нас интересует частный случай, который:
— наиболее применим к автомобильной проводке, сплошь состоящей из многожильных медных проводов;
— удобный;
— мобильный;
— практически не требующий финансовых затрат;
— не требующий специализированного инструмента.
Сразу хочу обратить Ваше внимание на фот факт, что сама по себе "скрутка" — не самый плохой вариант сращивания проводов, если делать её ПРАВИЛЬНО!, но процесс этот более трудоёмкий, чем тот, который хочу предложить вам я.
Итак. Существует в природе такая вещь:
Называется скотчлок (ScothLok).
Изобретение это принадлежит, многим хорошо известной, компании 3М.
Задумывалась как раз для быстрого сращивания проводов.
Вещица незаурядная и простая как 1 копейка.
Состоит и пластикового корпуса и металлической перемычки-резца.
Их много вариаций для разных целей и токов.
Бывают, например, ещё такие:
Но это вся для слаботочки (телефонный сети и т.п.).
Лучше использовать такие, как на первых двух фото.
Они бывают под разные сечения проводов и отличаются цветом:
красный: 0,25-1,65мм
синий: 1,04-2,63мм
жёлтый: 2,63-6,64мм
Для автомобильной проводки самым оптимальным является красный.
Судя по примерным расчётам "на глазок", ток ампер эдак в 5 для них вполне рабочий.
Суть его использования заключается в том, что можно легко и вполне безопасно запараллелиться к проводу не нарушив его целостности:
— вставляем провод-донор (с которого будем брать ток) в прорезь сбоку
— вставляем провод-потребитель (на который этот ток будем подавать) в соседнюю полость