Словообразовательный разбор слова несколько

Словообразовательный раз­бор сло­ва — это ана­лиз, от како­го одно­ко­рен­но­го сло­ва оно обра­зо­ва­но и каким спо­со­бом.

Выясним, как делать сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор сло­ва и чем он отли­ча­ет­ся от мор­фем­но­го раз­бо­ра. Со сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ным раз­бо­ром тес­но свя­за­ны поня­тия о непро­из­вод­ном и про­из­вод­ном сло­ве, о про­из­во­дя­щей осно­ве лек­сем.

Непроизводные и производные слова в русском языке

Если взгля­нуть на сло­вар­ный запас рус­ско­го язы­ка с точ­ки зре­ния его обра­зо­ва­ния, то ука­жем, что сло­ва быва­ют непро­из­вод­ные и про­из­вод­ные.

Так, напри­мер, древ­ние сла­вяне соот­нес­ли свое поня­тие о види­мом над собой воз­душ­ном про­стран­стве голу­бо­го цве­та с соче­та­ни­ем зву­ков, оформ­лен­ным в сло­во «небо». А твер­дую поверх­ность, кото­рая нахо­дит­ся под нога­ми и кото­рую мож­но рас­па­хать и засе­ять зер­ном, назва­ли сло­вом «зем­ля». Эти пер­вич­ные сло­ва, воз­ник­шие в древ­не­рус­ском язы­ке, в совре­мен­ном рус­ском язы­ке явля­ют­ся непро­из­вод­ны­ми. Они отли­ча­ют­ся про­сто­той мор­фем­но­го стро­е­ния и состо­ят толь­ко из кор­ня и окон­ча­ния:

  • неб о — корень/окончание;
  • земл я — корень/окончание;
  • рук а — корень/окончание;
  • голов а — корень/окончание.

Непроизводные сло­ва явля­ют­ся базой для воз­ник­но­ве­ния новых слов, обра­зо­ван­ных от них с помо­щью одной, реже двух или трех мор­фем:

Понаблюдаем:

  • небе­са → под небес н ый;
  • зем­ля → земл ян ой → зем­лян к а;
  • вла­га → влаж н ый → у влажн и ть;
  • близ­кий → при близ и ть → при­бли­зить ся .

Производные сло­ва явля­ют­ся вто­рич­ны­ми. Их лек­си­че­ское зна­че­ние мож­но опре­де­лить, опи­ра­ясь на исход­ное сло­во:

  • петь → запеть (начать петь);
  • крас­ный → крас­но­ва­тый (слег­ка крас­ный).

Производящая основа слова

В сло­во­об­ра­зо­ва­нии участ­ву­ет про­из­во­дя­щая осно­ва исход­но­го сло­ва, кото­рую полу­чим, если не будем при­ни­мать во вни­ма­ние сло­во­из­ме­ни­тель­ную мор­фе­му — окон­ча­ние:

  • чёрн ый → черн от а;
  • рук а → руч н ой;
  • красн ый → красн е ть.

Отметим, что в осно­ву слов не вклю­ча­ют­ся так­же фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы.

Каждое новое сло­во отли­ча­ет­ся от про­из­во­дя­ще­го более слож­ным мор­фем­ным соста­вом. Морфемы, как бусин­ки, нани­зы­ва­ют­ся посте­пен­но на про­из­во­дя­щую осно­ву сло­ва. Если соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку, то мож­но нагляд­но убе­дить­ся в этом:

вин а → вин овн ый → виновн ость

Каждое преды­ду­щее сло­во явля­ет­ся про­из­во­дя­щим для после­ду­ю­ще­го:

  • вин а → винов н ый;
  • виновн ый → виновн ость .

В нашем при­ме­ре вто­рая сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара ука­жет, что про­из­вод­ное при­ла­га­тель­ное «винов­ный» явля­ет­ся про­из­во­дя­щим для суще­стви­тель­но­го «винов­ность». Его про­из­во­дя­щая осно­ва ста­ла более слож­ной по срав­не­нию с исход­ным сло­вом «вина».

Что такое словообразовательный разбор?

Уяснив, что такое про­из­вод­ное, про­из­во­дя­щее сло­во и осно­ва, теперь перей­дем непо­сред­ствен­но к сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­му раз­бо­ру сло­ва.

Читайте также  Рассчитать угол треугольника по трем сторонам

Словообразовательный раз­бор сло­ва наце­лен на то, что­бы ука­зать самую близ­кую одно­ко­рен­ную лек­се­му, от кото­рой оно было обра­зо­ва­но. Результатом это­го поис­ка явля­ет­ся состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары, опре­де­ля­ю­щей соот­но­ше­ние про­из­во­дя­ще­го и про­из­вод­но­го сло­ва.

Понаблюдаем:

  • ходи ть → при ходить
  • при­хо­ди ть → при­ход

Обычно, как ука­зы­ва­лось ранее, про­из­вод­ное сло­во отли­ча­ет­ся одной мор­фе­мой.

Выделив про­из­во­дя­щую осно­ву исход­но­го сло­ва, срав­ним её с осно­вой про­из­вод­но­го сло­ва, в кото­рой появил­ся новый сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный эле­мент — при­став­ка, суф­фикс и т. д.

По тому, какая мор­фе­ма участ­во­ва­ла в сло­во­об­ра­зо­ва­нии, опре­де­лим спо­соб обра­зо­ва­ния лек­се­мы.

Способы обра­зо­ва­ния слов Примеры

текст → под текст
гна ть → до гнать

бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотво­ри ть → сотвор ени е

люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник

отды­ха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супру­га

как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суф­фикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или зву­ков

пожар , опасн ый → пожа­ро­опас­ный
диван , кро­вать → диван-кровать
канат , ходи ть → кана­то­ход ец
мор е, пла­ва ть → море­пла­ва тель
спец иаль­ный кор респон­дент → спец­кор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, насе­лен­ный → густо­на­се­лен­ный
мало, зна­ко­мый → мало­зна­ко­мый

8. Переход из одной части речи в дру­гую

заго­ра­ю­щие (сущ.) – заго­ра­ю­щие (прич.) люди;
про­хо­жий (сущ.) – про­хо­жий (прил.) чело­век

Пропуск одной сту­пень­ки в сло­во­об­ра­зо­ва­нии (невер­ное опре­де­ле­ние про­из­во­дя­ще­го сло­ва) вле­чет за собой оши­боч­ное состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары:

  • ходить — при­ход; (ходить → при­хо­дить → при­ход);
  • мир — при­ми­ре­ние (мир → при­ми­рить → при­ми­ре­ние);
  • холод — холод­но­ва­тый (холод → холод­ный → холод­но­ва­тый).

Как след­ствие это­го, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор выпол­ня­ет­ся невер­но.

Чтобы пра­виль­но его выпол­нить, пред­при­мем несколь­ко шагов.

Словообразовательный и морфемный разбор

Эти виды раз­бо­ра слов близ­ки меж­ду собой в том плане, что свя­за­ны с опре­де­ле­ни­ем мор­фем в соста­ве сло­ва.

Следует не путать мор­фем­ный и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор.

Морфемный раз­бор — это пол­ное чле­не­ние сло­ва в любой грам­ма­ти­че­ской фор­ме на состав­ля­ю­щие его мор­фе­мы:

монет к а — корень/суффикс/окончание

монет к ой — корень/суффикс/окончание.

При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном раз­бо­ре сло­во сна­ча­ла ста­вит­ся в началь­ную фор­му.

Словообразовательный раз­бор пред­по­ла­га­ет поиск про­из­во­дя­ще­го сло­ва, выде­ле­ние про­из­во­дя­щей осно­вы, ука­за­ние толь­ко одной или более про­из­во­дя­щих мор­фем и спо­со­ба обра­зо­ва­ния про­из­вод­но­го сло­ва.

Монет а → монет к а.

Слово «монет­ка» обра­зо­ва­но суф­фик­саль­ным спо­со­бом от одно­ко­рен­но­го суще­стви­тель­но­го «моне­та».

Примеры словообразовательного разбора слов

Словообразовательный раз­бор обо­зна­ча­ет­ся циф­рой 2 над сло­вом.

Читайте также  Сколько заряжать зубную щетку oral b braun

Пример 1

В наш город при­е­ха­ли 2 арти­сты цир­ка.

  1. Приехали — н. ф. при­е­хать;
  2. при­е­ха ть — осно­ва приеха-.
  3. ехать → при­е­хать ;
  4. еха ть — про­из­во­дя­щая осно­ва еха-.
  5. при- + еха ть = при ехать;
  6. при­ста­воч­ный спо­соб обра­зо­ва­ния.

Пример 2

На зем­ля­нич­ной 2 полян­ке пол­но души­стых ягод.

  1. зем­ля­нич­ной — н. ф. зем­ля­нич­ный;
  2. зем­ля­ничн ый — осно­ва земляничн-
  3. зем­ля­ни­ка → зем­ля­нич­ный;
  4. зем­ля­ник а — осно­ва земляник-;
  5. зем­ля­ник а + -н- = зем­ля­нич­ный;
  6. суф­фик­саль­ный спо­соб обра­зо­ва­ния.

Пример 3

  1. Удесятерить;
  2. уде­ся­те­ри ть — осно­ва удесятери-;
  3. десять → деся­те­ро → уде­ся­те­рить;
  4. деся­тер о — осно­ва десятер-;
  5. у — десятер- и -ть;
  6. приставочно-суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния.

Как получаются новые слова?

Среди слов в русском языке есть те, которые ни от чего не образованы (дом, зима, лист), а есть те, которые произошли от других слов (домашний, зимородок, листочек). Основы первых называются непроизводными, основы вторых – производными. Как они произошли, изучают в 6 классе в теме «Словообразование».

Словообразование – это процесс получения нового слова от однокоренного. Новые слова образуются с помощью аффиксов – суффиксов и приставок.

Окончание не участвует в словообразовании; при анализе мы его просто игнорируем.

При словообразовании мы получаем новое слово с другим значением.

Способы образования новых слов в русском языке

При словообразовательном разборе слова необходимо указывать, как оно образовано. Существует несколько способов словообразования. Вот они.

Как сделать словообразовательный разбор

Записав разбираемое слово, необходимо выделить его основу (все слово без окончания).

Затем найти «папу» слова – ближайшего предшественника по словообразовательной цепочке. В нем обозначить производящую основу.

За один шаг может прибавиться одна приставка, или один суффикс, или одна приставка и один суффикс; по две приставки или два суффикса прибавиться за один раз не может.

Приведем пример. Представим себе такую словообразовательную цепочку: горох – горош-ин-а – горошин-к-а. «Папой» «горошинки» будет слово «горошина», а не «горох»: к основе «горошин-» прибавился суффикс –к-.

Следующим этапом будет определение аффикса (если он есть), с помощью которого образовано слово.

Последнее – записываем способ образования.

Примеры

Приведем примеры словообразовательного разбора слова.

Водопровод – вода + провод, сложение.

Что мы узнали?

Слова в русском языке могут образовываться несколькими способами (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом из одной части речи в другую). При словообразовательном разборе надо определить производящую основу (от какого слова образовано), с помощью чего и каким способом образовано слово.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 610.

Не понравилось? – Напиши в комментариях, чего не хватает.

Содержание

  1. Как получаются новые слова?
  2. Способы образования новых слов в русском языке
  3. Как сделать словообразовательный разбор
  4. Примеры
  5. Что мы узнали?

Бонус

    Тест по теме
  • Мягкий знак после шипящих
  • Мягкий знак перед согласной
  • "Ы, И" после приставок
  • Правописание "Н" и "НН" в суффиксах Словообразовательный разбор слова
  • Образование формы слова
  • Сложный план текста
  • Приставочно-суффиксальный способ образования слов
  • Суффиксальный способ образования слов
  • Приставочный способ образования слов
  • Правописание сложных слов
  • Морфемика
  • Исключения ПРЕ и ПРИ
  • Гласные в приставках ПРИ и ПРЕ
Читайте также  Программы для решения уравнений с выдачей решения

показать все

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Алина Сайбель 869
  2. 2. Игорь Проскуренко 512
  3. 3. Кирилл Иванов 198
  4. 4. Денки Каминари 196
  5. 5. Ксения @@ 85
  6. 6. лерок сырок 82
  7. 7. Ирина Манакова 79
  8. 8. Кирилл Тучков 75
  9. 9. Станислав Пархомчик 75
  10. 10. Анастасия Ли 70
  1. 1. Мария Николаевна 14,095
  2. 2. Лариса Самодурова 13,610
  3. 3. Кристина Волосочева 13,480
  4. 4. Ekaterina 13,156
  5. 5. Liza 13,135
  6. 6. Юлия Бронникова 12,910
  7. 7. Darth Vader 12,541
  8. 8. TorkMen 12,416
  9. 9. Алина Сайбель 12,274
  10. 10. Влад Лубенков 11,850

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

а) приставочным способом;
б) суффиксальным способом;
в) приставочно-суффиксальным способом;
г) способом сложения.

Упражнение 4.

4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.

Тест по теме "Словообразование"

А) приехать,
Б) читатель,
В) неизбежный,
Г) виднеться.

2. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) восход
Б) заповедник
В) выполнение
Г) насухо

3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) по-хорошему,
Б) новизна,
В) охотник,
Г) отнести.

4. Какое слово образовано суффиксальным способом?

А) прочитать,
Б) преодолеть,
В) походка,
Г) разрушение.

5. Какое слово образовано суффиксальным способом?

А) сторожка,
Б) нерешительный,
В) по-зимнему,
Г) полив.

6. Какое слово образовано приставочным способом?

А) купленный,
Б) где-нибудь,
В) доверху,
Г) размешать.

7. Какое слово образовано приставочным способом?

А) синеть,
Б) наладчик,
В) лесоруб,
Г) подъезд.

10. Какое слово образовано способом сложения?

А) пересчитать – приставочный,
Б) разбег – бессуффиксный,
В) лесоруб – бессуффиксный,
Г) зевота – суффиксальный.

12. У В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?

А) усиленно – приставочный,
Б) пробежать – приставочный,
В) выход – бессуффиксный,
Г) горение – суффиксальный.

13. кажите способ образования слова ПРИЗЫВ

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector