Свойства единицы в математике

Математика – это совокупность наук, изучающих величины, количественные отношения, а также пространственные формы. Изучение математики начинается с раздела арифметики.

Арифметика – это наука о числах. В арифметике изучаются простейшие свойства чисел и различные способы вычислительных операций над ними.

Основополагающими понятиями в арифметике являются счёт, единица и число.

Определение счёта, единицы и числа

Чтобы узнать количество объектов (например, карандашей) или действий (например, приседаний), их нужно сосчитать. Счёт – это определение количества чего-либо.

Каждый отдельный объект или каждое отдельное действие при счёте называется единицей. Результат счёта, то есть количество посчитанных единиц, выражается числом. Число – это определённое (посчитанное) количество единиц.

Число позволяет дать ответ на вопрос сколько? (например: сколько яблок на тарелке?).

Числа можно выражать двумя способами: устно и письменно, с помощью специальных символов. Способ выражать числа устно называется устной нумерацией. Способ выражать числа письменными знаками (символами) называется письменной нумерацией.

Множества

В математике любую группу объектов можно назвать множеством. Каждый объект из группы называется элементом множества.

На картинке изображено два множества: множество цифр и множество геометрических фигур. Цифра 5 – элемент множества цифр, а квадрат — элемент множества геометрических фигур.

Множество – это группа объектов, объединённых по какому-то общему признаку.

Если множества состоят из одних и тех же объектов, то они равны, а если из разных объектов, то не равны:

Разделы: Математика

Класс: 5

Учебник-собеседник 5 кл. авт. Шеврин Л.Н., Гейн А.Г., Коряков И.О., Волков М.В.

Цель урока: познакомить учащихся со свойствами числа 1.

Обучающие:

  • Обобщить знания учащихся о свойствах единицы.
  • Получить свойство: "Степень числа 1"
  • Выяснить вопрос: "Чему равно частное 1:а?"

Воспитательные: Воспитывать интерес к урокам математики через межпредметные связи с литературой.

Слово учителя: "Обратите внимание на слова древнегреческого драматурга Эсхила, взятые в качестве эпиграфа урока:

"Послушайте, что смертным сделал я — число им изобрел".

Сегодня на уроке вспомним все изученные свойства единицы, еще узнаем что-то новое про единицу, увидим, какое большое значение имеет единица в математике.

"Твой ум без числа ничего не постигает". И вы докажете это на уроке.

1. Работа по учебнику-собеседнику.

2. Обсуждение вопросов.

3. Устная работа

4. Введение свойства степени 1.

5. Работа в тетради.

6. Рефлексия урока.

Работаем по учебнику-собеседнику. Разбираем самостоятельно урок 21. Читаем до первого звоночка. Ваша задача: познакомиться с вопросами, ответить на них. Обсуждаем прочитанное, затем вы читаете далее.

Итак, стр.75, урок 21. Вопросы 1-2.

Обсуждение вопросов:

1. Чем знаменательно число единица в натуральном ряду?

Ответ: С него начинается натуральный ряд.

2. Какие числа называем натуральными?

Ответ: Числа, которыми пользуемся для пересчета предметов.

3. Каким свойством обладает число 1 при сложении? При вычитании?

Ответ: Если к натуральному числу прибавить единицу, то получится следующее натуральное число: n+1.Применяя многократно действие сложения числа 1, можно получить любое натуральное число. Натуральный ряд бесконечен. Если из натурального числа вычесть 1, то получится предыдущее число.

Читайте также  Сколько песен можно записать на сд диск

Существует ли самое маленькое число? А самое большое натуральное число? Назовите последующее и предыдущее числа 5178.

Далее читаете до второго звоночка материал параграфа.

1. Каким свойством обладает число 1 при умножении?

Ответ: Если один из множителей равен 1, то произведение равно другому множителю.

Что получится, если данное число разделить на 1?

А если данное число разделить на себя?

Поработаем устно.

  • 1+1 * 1-1:1+(1+1-1):1-1(1+1)
  • 3208:3208 * 5628:5628
  • 317 * 1+233:1
  • (657-656) * 49-36
  • 4506 * 0+6473:1
  • 7218:7218+999 * 1
  • 634:(1000-999)+66

Все ли действия мы с вами вспомнили? Существует ещё одно свойство единицы. Послушайте мою сказку и сформулируйте его.

Много лет прослужила Единица без единого замечания, и нужно же было как-то отметить её заслуги! Поэтому 1 решили возвести в степень. Сначала возвели во вторую степень. Думали этим и ограничиться, но опять Единица служит прилежно, а замечаний хоть бы одно! Возвели 1 в третью степень. И опять ни одного замечания. Возвели в четвертую, ни одного замечания! Подумать только! Возвели в 5-ю, в 6-ю, в 10-ю, в 100-ю. Нет замечаний! Далеко пошла Единица. Теперь она Единица в 1000-ой степени. А что изменилось от этого? Ничего — ровным счетом. Ведь Единица в 1000=ой степени — та же Единица. И на 1000-ю долю не больше!

1. А теперь сформулируйте ещё одно свойство единицы.

Ответ: возведение в степень.

2. Что получим, если 1 возведем в любую степень?

Ответ: единица. Докажите.

3. А если любое число возвести в 1 степень?

Ответ: данное число. Докажите.

4. Вычислите устно (1 2000 + 199 1 ) * 10

Работаем в тетради.

1) Пользуясь тремя пятерками и какими угодно знаками математических действий, напишите выражение равное 1.

2) Между некоторыми цифрами 12345 поставьте знаки действия и скобки так, чтобы получилась 1.

3) Из четырех двоек и любых знаков действия и скобок напишите выражение, равное 1.

Итог урока. Число 1 в математике играет, как мы убедились, большую роль. Мы с вами разобрали его свойства при действиях сложения, вычитания, умножения, деления, возведения в степень, но не ответили на вопрос: Чему равно частное 1:а?

Домашнее задание: Урок №21, №218(в; г), сочинить математическую сказку, героем которой может быть любое число или действие с числами. Попытайтесь найти ответ на вопрос: "Чему равно частное 1:а?", пользуясь математическими справочниками.

Исторические данные

Математика зародилась одновременно с необходимостью подсчета. Группа натуральных чисел появилась еще во времена первобытных людей. Они считали количество овец, дней, людей. Позже человек познакомился со сложением и вычитанием. Умножение и деление появились позже, их считали пакетными суммой и разностью (к примеру, 2х3 = 2+2+2).

Ноль первыми начали применять индийские математики. Сначала он использовался как цифра для позиционной записи чисел, постепенно он превратился в полноценную. В Древнем Китае и Индии возникла отрицательная группа, хотя Вавилон, Греция и Египет были не согласны с ее существованим. Если в результате расчетов получалось значение со знаком минус, его отвергали как невозможное. Но Диофант в третьем веке уже умел умножать отрицательные цифры. А через четыре столетия их важность признали и другие математики.

Читайте также  Рутрекер плагин для chrome

В Европе отрицательные числа считались мнимыми, ложными или абсурдными. И только после выхода работы Пизанского «Книга абака» в 1202 их начали использовать для записи долгов. В XVII веке появилась аналитическая геометрия, цифры со знаком минус нашли свое место на координатной оси. Но еще долгое время оставались непонятными арифметические действия с ними. А в XIX столетии Гамильтон и Грассман создали полную теорию отрицательных чисел.

Свойства чисел

В математике существуют три основных арифметических действия: умножение, сложение и вычитание. И для каждой операции множеству целых чисел присущи некоторые свойства:

  • вычитание и сложение — коммутативность, ассоциативность, противоположного элемента и нуля;
  • возведение в степень и умножение — добавляется дистрибутивность и свойство единицы;
  • упорядоченность;
  • делимость.

В первом случае используется правило знаков при открытии скобок: -(-а) = а, -(а+в) = -а-в, -(а-в) = -а+в. Если складываются только положительные или отрицательные значения, то суммируются их величины. А если знаки разные, то из большего вычитают меньшее и приписывают символ уменьшаемого. С целыми выражениями вычитание выполнимо всегда. Некоторым сложно считать выражения с разными знаками. Тогда можно представить себе цифры на координатной оси. При сложении положительных нужно двигаться вправо, отрицательных — влево. В случае вычитания все наоборот.

Произведение чисел с разными знаками отрицательно, в остальных случаях оно положительно: (-а)в = а (-в) = -ав и (-а)(-в) = ав. Целые цифры возводятся в степень так же, как и натуральные. Если это произведение, то нужно возвести каждый множитель, в выражениях с одинаковым основанием показатели складываются, при делении они вычитаются.

Упорядоченность необходима для сравнения целых чисел. Положительными являются те, что больше нуля, отрицательными — меньше. При сравнении выражений с минусовыми знаками большим оказывается то, у которого меньше абсолютная величина.

Делиться целый ряд может с остатком или нацело. В первом случае формула будет содержать делимое, делитель, неполное частное и всегда положительный остаток. Если это деление нацело, то остаток равен нулю. У каждого целого выражения n, которое не равно 0 или 1, есть четыре тривиальных делителя: n и — n, 1 и -1. Если других нет, то это выражение называется простым.

В алгебре для натуральных чисел есть возможность разложить их на простые множители. Это же определение присуще и целой группе, но нужно учитывать знаки.

Основные виды

Есть несколько видов целых выражений, которыми можно оперировать при расчетах. Основные из них:

  • вещественные;
  • неположительные;
  • неотрицательные.

В некоторых задачах ответ нужно округлить до целого значения, то есть заменить его более подходящим выражением из этого ряда. Если оно изменяется в меньшую сторону, то обозначается по правилу Гаусса или Лежандра: [ x ] или E (x). А когда нужно округлить до большего значения, то применяется функция «потолок». Также можно убрать дробную часть или записать ближайшее целое число.

Вещественный ряд в любом случае можно приблизить рациональным, это связывает его с целыми выражениями.

Лучшим инструментом для выполнения этой задачи считаются цепные или непрерывные дроби. К примеру, необходимо разложить число Пи: десятичную дробь 3,14159265 записывают в виде обыкновенных и целого числа — 3, 22/7, 333/106, 355/113. Наиболее подходящим является второе выражение — 22/7.

Читайте также  Программа узнать скорость интернета на компьютере

Целые выражения бывают неположительными и неотрицательными. К первым относят все со знаком минус и нуль, ко вторым — со знаком плюс. А сам 0 нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным. Используется такое высказывание для упрощения. Можно не говорить, что а больше или равно нулю, достаточно сказать: оно неотрицательное. Простые примеры целых чисел для двух случаев: 0, 13, 28 и 0, -7, -24.

Описание изменения величин

Класс целых значений применяется для описания изменения различных величин. В частности, с их помощью решают простые задачи: на складе хранится 400 насосов, 300 привезли вчера, а 200 увезли сегодня, нужно найти остаток. Если добавилось 300 предметов, то их записывают со знаком плюс: 400+300 = 700. А для уменьшения количества перед числом ставят минус: 700−200 = 500. Искомое выражение — 500 насосов. Если никаких передвижений товаров не будет, то на неизменность количества укажет нуль.

Основное преимущество целых значений перед натуральными заключается в том, что они четко характеризуют увеличение или уменьшение величин. Удобно использовать их при описании температуры воздуха. Мороз записывают именно отрицательными числами, а тепло — положительными.

А также они применяются в финансовых расчетах. Если человек должен отдать кому-то 10 долларов, то на данный момент у него есть -10 долл. То есть долги можно записать отрицательными числами, а прибыль — положительными. Общую задолженность также узнают с помощью целого ряда: если за электроэнергию нужно заплатить 200 рублей, а за квартплату отдать 100, то вместе счет за коммунальные платежи -200+(-100) = -300 р.

Применение в науках

После того, как стало понятно, что такое целое число в математике, можно разобраться с его применением. А используют этот тип чисел в разных сферах:

  • прикладные науки;
  • информатика;
  • общая алгебра.

При исследованиях различных объектов природы некоторые данные записываются отрицательными и положительными числами. Это удобно в том случае, если приходится составлять таблицы для финансовых отчетов, формировать задачи с неделимыми предметами — временными периодами, единицами техники, живыми объектами.

В физике для описания микромира используются маленькие квантовые числа, все они являются целыми или полуцелыми. А для решения задач с ними разработаны специальные математические методы: теория диофантовых уравнений или целочисленное программирование.

Информатика также оперирует целыми числами. В этой сфере они используются как один из видов данных в языках программирования. Они превращаются в фиксированный набор битов, один из них кодирует знак, а другой сами цифры. У современных компьютеров есть большой набор команд для операций с целочисленными выражениями. В общей алгебре выстроена четкая иерархия множеств. Натуральные числа входят в целые, которые включены в рациональные. Также есть вещественные и иррациональные выражения.

Множества чисел бесконечны. Целых столько же, сколько и натуральных. На них похожи некоторые алгебраические структуры: гауссовы комплексные и формулы Эйзенштейна. С целыми значениями можно выполнять любые арифметические действия, осуществлять проверки и описывать изменения величин.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector