Правила посещения синагоги женщинами

Я являюсь еврейкой по Галахе, но не хожу в синагогу. Какие правила в синагоге, кроме – платка, закрывающего волосы, соответствующей одежды.

Переступив порог, что дальше?

В синагогу люди приходят, главным образом, на молитвы. Такие общественные службы проходят ежедневно, три раза в день: утром (молитва шахарит ), днем (послеполуденная, а чаще всего — предвечерняя молитва минха ) и вечером ( аравит или маарив — эту молитву читают после выхода звезд).

Поэтому Вам, перед тем, как пойти в синагогу, прежде всего, надо найти Сидур (молитвенник) с русским переводом, где даны тексты еврейских молитв и обозначен порядок их прочтения. И, пусть для начала — бегло, ознакомиться с его содержанием. Чтобы понимать, что происходит в синагоге.

Сидуры , как правило, есть в большинстве синагог. Но ведь Вы, придя на молитву впервые, не будете знать, где они лежат. Поэтому я и советую запастись Сидуром заранее — чтобы поисками не помешать молящимся.

Для первого раза лучше всего прийти в синагогу в шаббат , на утреннюю молитву ( шахарит ). В разных синагогах время субботнего шахарита назначают по-разному: как правило — от семи до девяти часов утра. Но это необходимо уточнить еще до шаббата — в фойе синагоги обычно вывешивается расписание молитв. Продолжительность утренней субботней молитвы — в среднем от двух до трех часов.

Итак, субботним утром Вы «переступаете порог» синагоги. И Вам следует знать, что мужчины и женщины молятся отдельно. Поэтому, в первую очередь, надо сориентироваться, где находится женский зал (или специально выгороженное для женщин пространство в общем молельном зале).

Войдя в молитвенное помещение, сядьте рядом с другими женщинами и внимательно присмотритесь, как ведут себя окружающие. И постарайтесь вести себя так же. Попробуйте присоединиться к общей молитве. Но не ставьте перед собой непосильные задачи. И не смущайтесь, если Вам не удастся прочесть вместе со всеми хотя бы короткий отрывок — чтение молитв требует серьезной подготовки и тренировок.

Вначале Вам вовсе не обязательно присутствовать в синагоге на всей молитве, до самого конца. Главное — чтобы Вы ощущали себя комфортно. Если, скажем, через 15-20 минут Вы почувствуете, что утомились, встаньте и тихо, так, чтобы никому не помешать, покиньте синагогу. В этом не будет ничего предосудительного.

Теперь — немного о внешнем виде, подходящем для синагоги.

Надеть нужно, как Вы и сами понимаете, скромную, не яркую, но достаточно нарядную (для шаббата ) одежду (см. на сайте, к примеру, ответ «О женской одежде» ). Если Вы — не замужем, головной убор, в том числе — и платок, надевать в синагогу не нужно. Ибо голову покрывают только замужние еврейские женщины — и дома, и на улице, и в синагоге (см. на сайте, к примеру, ответы «Женщины покрывают голову» , «Надо ли женщине покрывать голову. Дополнение» и «Разведенные женщины покрывают голову?» ).

Рекомендую прочесть также и опубликованные на сайте ответы «В чем пойти в синагогу?» — со всеми ответами, на которые в нем даны ссылки, и «Какие заповеди только для женщин?» .

И — последнее. Если Вам будет что-то непонятно, в удобный момент обратитесь за разъяснениями к кому-то из женщин. И проявляйте при этом тактичность и доброжелательность.

Каждый, кто пришел в синагогу — желанный гость. Не стесняйтесь спрашивать у более «опытных» прихожан, если не знаете как поступить в том или ином случае. Надеемся, что приведенные ниже правила сделают ваш визит в синагогу более комфортным.

Одежда

Одежда для посещения синагоги должна быть достойной и опрятной. Не принято посещать синагогу в шортах, спортивном костюме, плавках или рабочей одежде сантехника.

Читайте также  Проверка знаков в минуту

Женщины

По еврейскому закону, волосы замужней женщины должны быть покрыты. Это может быть парик, платок или любой другой головной убор. По законам еврейской скромности, руки женщины до локтя должны быть прикрыты рукавами, а ноги ниже колена – юбкой, поэтому синагогу не принято посещать в открытых нарядах. По традиции не принято, чтобы женщина ходила в брюках, поэтому в синагогу лучше придти в юбке или в платье.

Мужчины

Мужчинам находиться в синагоге можно только с покрытой головой. Чаще всего на голову надевают кипу, хотя это может быть и любой другой головной убор. Вообще-то покрывать голову, по еврейской традиции, следует не только в синагоге: это знак признания власти Бога, волю которого часто невозможно постигнуть разумом.

Что же касается практики, никто специально не контролирует соответствие внешнего вида пришедшего существующим правилам. Замечание могут сделать мужчине с непокрытой головой или в случае вопиющего нарушения общепринятых норм приличия.

Мезуза

Переступая порог синагоги, нужно дотронуться до укрепленной на дверном косяке мезузы — футляра, в который вложен пергамент с отрывком из Торы. Но в некоторых синагогах мезузы может не быть поскольку обязанность устанавливать мезузу распространяется прежде всего на частные жилые помещения, а синагога таковым не является.

Поведение

Правила поведения в синагоге подчиняются понятной логике и вполне очевидны. В синагоге, как и в любом другом месте, следует вести себя достойно, не перебивать своими замечаниями выступление раввина, не мешать громкими разговорами вести молитву кантору и т.д. и т.п. Не стоит брать с собой на молитву совсем маленьких детей, если они мешают молящимся. Раньше встречались синагоги, предназначенные лишь для молитвы, и тогда в этом помещении нельзя было даже разговарить о делах, но в наше время почти все синагоги строят с тем условием, что в них можно заниматься и будничными делами.

По еврейскому закону, мужчина может прикасаться к женщине только в том случае, если это его ближайшая родственница (мать, сестра, дочь) или жена, поэтому при встрече между мужчиной и женщиной не принято пожимать руку, обниматься и целоваться.

Где взять молитвенник (Сидур)

Обычно для хранения молитвенников в синагоге есть специальный стеллаж или шкаф. Если его не видно, можно подойти и спросить у шамеса или у любого молящегося.

Если Вы опоздали на молитву

Как и любое опоздание, опоздание на молитву не приветствуется. Но если Вы все же опоздали на начало молитвы, это не значит что в молитвенный зал зайти нельзя. Заходите не стесняясь, вас никто не осудит. Нужно взять молитвенник и попросить, чтобы вам показали, где сейчас читают. Если вам по какой-то причине необходимо уйти раньше, чем закончится молитва, можно выйти из молитвенного зала, не привлекая к себе большого внимания.

В субботу

В субботу нельзя заниматься будничными делами, и говорить о делах тоже не принято. Совершать сделки также запрещено, поэтому в субботу синагогальный магазин закрыт. Ресторан работает, но, чтобы туда попасть, заказ следует оплатить заранее. Один из строжайших субботних запретов – запрет зажигать огонь, поэтому курить тоже запрещено.

24 декабря 2019 / 26 кислева 5780

Молитвы: Шахарит 09:00 Минха 15:45 Маарив 16:00

Можно ли христианину, не еврею, ходить в синагогу?

Можно ли христианину, не еврею, ходить в синагогу? (Андрей)

Отвечает Михаил, раввин мессианской общины Винницы:

Читайте также  Пошел дождь поздно бежать за зонтом

Хотелось бы понять, что именно Вас интересует:

1. Можно ли ходить христианину в синагогу с точки зрения правил христианского приличия? То есть, не будет ли это грехом?
2. Можно ли ходить христианину в синагогу с точки зрения представителей ортодоксального иудаизма — разрешат ли христианину туда войти?
3. Полезно ли христианину ходить в синагогу, будет ли это для него назидательно?
4. Можно ли христианину ходить в синагогу, чтобы проповедовать там Евангелие?

Давайте разберемся по порядку.

1. Не будет ли это грехом?

Вот, например, что говорит по этому поводу известный московский священник, протоирей Олег Стеняев: «Апостольские правила, правила Вселенских и Поместных Соборов запрещают православным христианам посещать синагоги, еретические собрания, слушать их поучения, читать их книги.»

А вот и кое-что из Апостольских правил:

«70. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или принимает от них дары праздников их, как-то: опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен.

71. Если какой христианин принесет елей в капище языческое или в синагогу иудейскую, в их праздники, или зажжет свечу: да будет отлучен от общения церковного.»

Более того, кроме посещения синагог и празднования еврейских праздников (Что имеется в виду? Библейские праздники Израиля?), постановлениями церковных соборов запрещается, также, лечиться у еврейских врачей и даже мыться с евреями в бане. Вот, в частности, 11-е правило Трулльского («Пятошестого», 691 — 692 г.) Вселенского Собора:

«Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, или вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их, и врачества принимать от них, ни в банях купно с ними мытися. Если же кто дерзнет сие творить: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.»

Заодно, правилами этого собора, как пережитки язычества, запрещались, гадания, карнавалы ряженых и даже ученые медведи. Позже фраза «обвиняемый был замечен принимающим баню» стала обычной в отчетах инквизиции, как несомненное доказательство ереси.

Формально и сегодня любой православный может быть отлучен от Церкви за совместный поход в баню с евреем. По признанию сотрудника отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата священника Всеволода Чаплина, «церковь испытывает большие затруднения в связи с тем, что наше каноническое право сегодня не всегда можно применять буквально. Иначе всех нужно отлучить от Церкви. Если православный ходит в баню, то он должен следить за тем, нет ли рядом еврея. Ведь по каноническим правилам православному нельзя мыться в бане с евреем».

Так что, если в своем христианстве человек руководствуется вышеперечисленными постановлениями, то ему категорически не рекомендуется заходить в синагогу. Если же заглянуть в Библию, то можно увидеть, что такие новозаветные личности, как Павел и соратники, например, ничего греховного в том, чтобы заходить в синагогу, не находили. Более того, приходя в разные города неизвестной им, языческой Европы, они первым делом искали синагогу и служили какое-то время именно там:

Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению (!), вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, (Деян. 17:1,2)

В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов. Итак он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими [Бога], и ежедневно на площади со встречающимися.

Далее по тексту:

После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф… Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов. (Деян. 18:1,4)

Сравните, Андрей, эти места из Писания с тем, что написано в т.н. Апостольских правилах, и выбирайте, что Вам ближе.

Читайте также  Проверка на простое число python

Вообще, идея запретить верующим заходить в синагоги, появилась по причине того, что, бывало, многих неукрепленных, необученных в церкви верующих проповеди раввинов отваживали от посещений церковных храмов и разубеждали в божественности личности Машиаха Иешуа. Необразованные, иногда даже не умеющие читать, священники зачастую просто бледно выглядели на фоне хорошо подкованных в своем деле синагогальных проповедников. Ничего лучше, чем запретить, под страхом отлучения и проклятия, нееврейским верующим (как правило, номинальным христианам из простолюдинов, хотя среди них иногда находились и высокопоставленные личности – например, таковым был духовник одного из вестготских королей Испании) заходить в синагоги, авторы подобных постановлений не нашли.

2. Разрешат ли христианину туда войти?

Насколько мне известно, не существует никаких препятствий для того, чтобы нееврей смог зайти в синагогу. Единственное, о чем могут попросить при входе, так это чтобы человек надел на голову кипу, которую могут тут же предложить. Но, вместо нее подойдет и любой другой головной убор, шапка или бейсболка.

3. Будет ли это для него назидательно?

Полезно ли христианину нееврею ходить в синагогу? Ну, если кому-то будет интересно послушать чтение из Писаний на непонятном для него языке, то можно походить и послушать. Большинство евреев, кстати, во время синагогальных служений по субботам, проводящихся на территории бывшего СССР, тоже не понимают, о чем идет речь, так как не знают иврит. Во многих синагогах служения проводятся сейчас крайне нерегулярно, из-за отсутствия миньяна, т.е., минимально необходимого количества евреев-мужчин в десять человек.

4. Можно ли там проповедовать Евангелие?

Если речь идет о положении дел на территории бывшего Советского Союза, то синагога, на сегодняшний день, не лучшее место для проповеди Евангелия. Хотя бы потому, что иногда там сложно вообще кого-то найти даже в Шаббат.

Бывает так, что христианин-нееврей находит для себя в Писаниях Божий призыв свидетельствовать евреям о спасении через Иешуа Мессию. Далее, он видит в Библии, как тот же рабби Шауль (ап.Павел) регулярно проповедовал в синагогах и очень в этом преуспел. Какое решение может созреть в голове у такого верующего христианина-нееврея? Правильно, идти в синагогу и спасать Израиль. Но вот в чем разница между ситуацией в синагоге времен Павла и положением дел там в наше время:

1) В первом веке синагоги были регулярно заполнены евреями, знающими Тору и пророчества. Слово Павла падало на благодатную почву, если кто-то из слушающих хотел действительно разобраться в теме;

2) Сейчас же люди, приходящие на собрания в синагогу могут даже не верить в Бога, не говоря уже о хоть каком-то знании Священного Писания. Более того, мне сложно понять, как нееврей может получить слово в синагоге, во время собрания там, чтобы проповедовать Евангелие? Разве что, пытаться говорить без разрешения, что будет продолжаться недолго и, скорее всего, приведет к результатам, прямо противоположным от ожидаемых.

Подавляющая масса евреев на постсоветской территории сейчас находится вне синагоги. И если у христианина-нееврея есть желание засвидетельствовать еврею о спасении, ему сейчас совсем не обязательно начинать это делать в синагоге. Скорее, наоборот.

Портал ieshua.org полезен Вам? Поддержите наше служение!

Последнее: 21.12 (Россия). Спасибо!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector