Содержание
Ответы на вопрос
здесь практически на всех.
воспоминания о франце шуберте / сост., перевод, предисл. и примеч. ю. н. хохлова. м., 1964. (рос.)
вульфиус п. франц шуберт: монография. — м.: музыка, 1983. — 447 с., ил., нот. (рос.)
ганзбург г. и. статьи о шуберте. — харьков: ра, 1997. (институт музыкознания. шубертовское общество.) isbn 966-7012-11-5. 2-е изд. м.: издательство «торопов», 1997. (рос.)
конен в. шуберт. — изд. 2-е, доп. — м.: музгиз, 1959. — 304 с. (рос.)
харківські асамблеї. міжнародний музичний фестиваль 1993 р. «шуберт та український романтизм». збірка матеріалів / упорядник г. і. ганзбург. — харків, 1993. — 132 c.
хохлов ю. н. «зимний путь» франца шуберта. — м., 1967. — 462 c. (рос.)
хохлов ю. н. о последнем периоде творчества шуберта. — м., 1968. — 220 c. (рос.)
хохлов ю. н. шуберт. некоторые проблемы творческой биографии. — м., 1972. — 414 c. (рос.)
хохлов ю. н. песни шуберта: черты стиля. — м.: музыка, 1987. — 302 с., нот. (рос.)
франц шуберт: к 200-летию со дня рождения: материалы международной научной конференции. — м.: прест, 1997. — 126 c. isbn 5-86203-073-5 (рос.)
франц шуберт и музыкальная культура / отв. ред. ю. н. хохлов. — м., 2009. — 384 c. isbn 978-5-89598-219-8 (рос.)
стравинского «петрушка» создал ему мировую славу. в этом открылись такие новшества и дерзновения, что те, которые только что провозглашали его продолжателем римского-корсакова, в страхе отшатнулись, шепча, что новое поколение зовёт новые мысли и новые звуки. им не дано было также остановить всё растущий успех стравинского! событием, определившим целый этап в жизни игоря стравинского, стало знакомство с сергеем дягилевым, — человеком, посвятившим себя делу пропаганды искусства. ему началось знакомство европейской публики с творчеством игоря стравинского.
Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесный текст, то есть инструментальная, однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание.
Содержание
Определение [ править | править код ]
Программность как явление непосредственно связана со спецификой музыки: наиболее абстрактное из искусств, музыка обладает важными преимуществами в передаче эмоциональных состояний и настроений, но не может своими собственными средствами точно обозначить, что именно порождает эти настроения, — понятийная, предметная конкретность ей неподвластна [1] . Функция программы в музыке, как пишет О. Соколов, — восполняюще-конкретизирующая: «В лучших произведениях этого рода программа и музыка эстетически идеально дополняют друг друга: первая указывает на объект, вторая же выражает авторское отношение к нему, которое лучше всего и поддается именно музыкальному выражению» [2] .
История [ править | править код ]
Как считают музыковеды, программная музыка существовала уже в Древней Греции: согласно одному из дошедших до нас сообщений, в 586 году до н. э. на Пифийских играх в Дельфах авлетист по имени Сакао исполнял пьесу Тимосфена, изображавшую битву Аполлона с драконом [3] .
В Новое время программная музыка спорадически встречалась в творчестве композиторов XVI—XVIII веков. В инструментальной музыке эпохи барокко программность встречается в сочинениях Карло Фарина, автора знаменитого ныне «Причудливого каприччио» (Дрезден, 1627). Особенное пристрастие к программам питал Г. фон Бибер, которому принадлежат известная соната «Битва» (итал. Sonata la Battaglia , 1673) и 16 мистерий-сонат, последовательно изображающих жизненный путь Девы Марии. Программным сочинением является и «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» И. С. Баха [4] .
Композиторы классического периода реже обращались к программным сочинениям, хотя известен ряд классических симфоний, программа которых выражена в названии: например, симфонии № 6 («Утро»), № 7 («Полдень»), № 8 («Вечер») и № 45 («Прощальная») у Й. Гайдна, «Пасторальная» симфония у Л. ван Бетховена [3] . Начало программной симфонии фактически положил более близкий по стилю к ранней венской школе Карл Диттерсдорф — своими 12 симфониями по «Метаморфозам» Овидия [5] .
Настоящий расцвет программная музыка переживала в эпоху романтизма, как в камерных жанрах, так и в симфонической музыке, прежде всего в творчестве Гектора Берлиоза и Ференца Листа, разрабатывавшего особый программный жанр симфонической поэмы [3] .
Интересна также программность в музыке Скрябина, где в нотах часто встречаются различные ремарки, например, комментирующие музыку («появление ужаса», «крыло, завихрение» (Шестая соната)), или поясняющие её содержание («с томной грацией», «со скорбной грацией» (Два танца op.73)).
Виды программ [ править | править код ]
Минимальной программой является название сочинения, указывающее на какое-либо явление действительности либо на произведение литературы или визуального искусства, с которым данное музыкальное произведение ассоциативно связывается. Возможны, однако, и более развёрнутые программы: например, Антонио Вивальди каждому из четырёх концертов для скрипки с оркестром «Времена года» предпослал посвящённый этому же времени года сонет.
Музыковеды различают несколько типов программ: обобщённый (внесюжетный) — таковы, например, «Пасторальная симфония» Л. Бетховена, «Итальянская» и «Шотландская» симфонии Ф. Мендельсона, «Рейнская» Р. Шумана или «Сады под дождём» К. Дебюсси; обобщённо-сюжетный тип — например, «Ромео и Джульетта» П. Чайковского; повествовательно-картинный, как, например, «Садко» Н. Римского-Корсакова; и, наконец, последовательно-сюжетный, отличающийся большей сюжетной конкретизацией, — таковы «Фантастическая симфония» и «Ромео и Джульетта» Г. Берлиоза, симфония «Манфред» П. Чайковского, «Дон Кихот» Р. Штрауса [2] [3] .
Вопрос по музыке:
Программность концерта имеет конкретный или обобщенный характер? Аргументируй ответ.
Помогите пожалуйста)
Ответы и объяснения 1
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
- Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
- Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
- Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
- Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
- Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Музыка.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!
Музыка — это искусство, которое «отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов».