Содержание
- 1 Смысловая и грамматическая связь
- 2 Признаки словосочетания
- 3 Простые и сложные
- 4 Глагольные, именные и наречные
- 5 Типы подчинительной связи в словосочетаниях
- 6 Неделимые словосочетания
- 7 Синтаксический разбор словосочетания
- 8 Что такое словосочетание
- 9 Как можно охарактеризовать словосочетание
- 10 Как сделать синтаксический разбор словосочетания
- 11 Что мы узнали?
- 12 Особенности построения словосочетания
- 13 Последовательность синтаксического разбора словосочетания
- 14 Несколько примеров анализа
- 15 Заключение
Словосочетание – это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, явление или действие:
слово | словосочетание |
---|---|
стол | обеденный стол письменный стол |
лист | лавровый лист лист малины |
гулять | гулять в парке гулять с друзьями |
Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Зависимое слово уточняет смысл главного. От главного слова к зависимому всегда можно поставить вопрос:
гулять (с кем?) с друзьями
Словосочетания прилагательное+существительное и существительное+существительное могут быть синонимичными, например:
золотая монета – монета из золота
меховой воротник – воротник из меха
бритвенный станок – станок для бритья
Не являются словосочетаниями:
-
подлежащее и сказуемое:
любые слова, стоящие рядом в предложении, но не связанные между собой по смыслу:
слово с предлогом:
у окна, возле дома
члены предложения, отвечающие на одинаковые вопросы (однородные члены предложения):
(какой?) уставший и (какой?) сонный
устойчивые выражения (фразеологизмы):
сложные грамматические формы:
будет играть, менее дорогой
обособленные члены в сочетании с определяемым словом:
. ветка, сломанная ветром.
Смысловая и грамматическая связь
Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому:
Смысловая связь | Примеры |
---|---|
предмет и его признак | засохший цветок цветок (какой?) засохший |
действие и предмет | лететь к солнцу лететь (к чему?) к солнцу |
действие и его признак | заинтересованно разглядывать разглядывать (как?) заинтересованно |
признак и его степень | по-весеннему свежий свежий (как?) по-весеннему |
Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Грамматическая связь слов в словосочетании чаще всего выражается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога:
домашние тапочки, тапочки (какие?) домашн ие
ходить по лезвию, ходить (по чему?) по лезви ю
Признаки словосочетания
Как и любая единица языка, словосочетания имеют свои признаки:
- Состав словосочетания – два и более самостоятельных слова.
- Смысловое единство этих слов.
- Подчинительная грамматическая связь между компонентами в словосочетании.
Простые и сложные
Все словосочетания состоят из главной и зависимой частей. Например, в словосочетании чистая вода главная часть – вода, зависимая – чистая.
По своему составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простое словосочетание – это словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов:
мокрые пятна, всегда весёлый, гулять в саду
Сложное словосочетание – это словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов:
гулять в зимнем саду, стол из красного дерева
Сложное словосочетание образуется путём распространения компонентов простого словосочетания и, следовательно, может быть разделено на простые:
папин стол из красного дерева – папин стол, стол из дерева, из красного дерева
Глагольные, именные и наречные
По характеру главного слова словосочетания делятся на глагольные, именные и наречные:
глагольные | главным словом является глагол | бегать по траве, листать книгу, решать задачу |
---|---|---|
именные | главным словом является имя существительное, имя прилагательное, имя числительное или местоимение | свежая краска, очень скучный, пять уроков, кто-то знакомый |
наречные | главным словом является наречие | навстречу мечте, рядом с домом |
Типы подчинительной связи в словосочетаниях
Слова в словосочетаниях связаны подчинительной связью. В русском языке существует три основных типа (вида) подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.
Согласование – это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Например: спелое яблоко – зависимое слово спелое стоит в тех же формах (в единственном числе, среднем роде и именительном падеже), что и главное слово яблоко.
При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например:
большая яма (Им. п.), большой ямы (Р. п.), о большой яме (П. п.).
Грамматическая связь при согласовании осуществляется с помощью окончаний. В роли зависимых слов в таких словосочетаниях могут выступать:
- имена прилагательные: надувной шарик
- местоимения-прилагательные: наши друзья
- причастия: просмотренный фильм
- порядковые числительные: второй год
Управление – это тип подчинительной связи, при котором главное слово управляет падежной формой зависимого слова. Например:
прочитать книгу (В. п.), журнал (В. п.), страницу (В. п.)
Главное слово прочитать требует поставить зависимые от него слова – книга, журнал, страница, в винительный падеж.
При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется (зависимое слово остаётся в том же падеже). Например:
прочитать книгу (В. п.), прочитал книгу (В. п.), прочитаю книгу (В. п.)
Грамматическая связь при управлении выражается с помощью окончаний или окончаний и предлогов. Например, в словосочетании
грамматическая связь передаётся с помощью окончания —у и предлога по.
Примыкание – это тип подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (глаголы неопределённой формы, деепричастия, наречия):
учиться читать, бежать прихрамывая, писать грамотно
При примыкании связь выражается не формами слов, а порядком слов и интонацией.
Неделимые словосочетания
Неделимые словосочетания – это словосочетания, которые в предложениях выполняют роль одного члена предложения:
сломанный ветром, пара часов, два цветка, брат с сестрой
Синтаксический разбор словосочетания
Порядок разбора словосочетания:
- Назвать главное и зависимое слово. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
- Определить, какой частью речи является главное слово.
- Определить, какой частью речи выражено зависимое слово.
- Назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог).
- Определить вид словосочетания по главному слову.
- Указать тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
При письменном разборе словосочетания, над главным словом ставится символ – ×.
Пример. Образец разбора словосочетания: засохший лист.
В словосочетании засохший лист главное слово – лист. Лист (какой?) засохший. Засохший — зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным. Зависимое слово связано с главным с помощью окончания -ий. Вид словосочетания по главному слову – именное. Тип подчинительной связи – согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое).
Что такое словосочетание
Словосочетание – это сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически. В школе рассматриваются подчинительные словосочетания, то есть такие, в которых одно слово главное, а второе – зависимое. От главного к зависимому можно поставить вопрос.
Сочетание подлежащего и сказуемого (грамматическая основа) словосочетанием не является.
В словосочетании всегда два слова (предлоги и частицы не в счет), а вот связаны они могут быть по-разному.
В большинстве словосочетаний между словами существует и грамматическая связь (“веселая синица” – словосочетание, а “веселая грач” – нет), и по смыслу (“веселая тумбочка” едва ли возможна).
Как можно охарактеризовать словосочетание
Сначала стоит обратить внимание на главное слово.
- Если это имя (существительное, прилагательное и т.д.), то словосочетание именное.
- Если главное слово глагол – словосочетание глагольное.
- При главном слове – наречии словосочетание наречное.
Затем необходимо определить виды связи слов в словосочетании.
Если это согласование, слова согласованы в роде, числе и падеже; склоняется главное слово – склоняется и зависимое.
При управлении зависимое слово не изменяется вместе с главным: оно стоит в форме, предписанной главным словом.
Примыкание – вид связи, который возникает в том случае, если зависимое слово неизменяемое (наречие, деепричастие, инфинитив глагола).
Как сделать синтаксический разбор словосочетания
Сначала надо выяснить, какое слово главное, а какое – зависимое, а для этого поставить вопрос. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.
Над главным словом поставить крестик, а от него к зависимому провести стрелку и над ней написать вопрос.
Если главное слово – именная часть речи, написать “именное”, если глагол – “глагольное”, если наречие – “наречное”.
Затем записать тип связи слов: согласование, управление или примыкание.
Осталось только надписать над словами части речи.
Если в словосочетании главное слово наречие или деепричастие, а зависимое – существительное или местоимение, в этом случае тип связи – управление («заметив друзей», например).
Приведем пример синтаксического разбора словосочетания.
Что мы узнали?
Чтобы правильно выполнить синтаксический разбор словосочетания, надо поставить вопрос, найти главное и зависимое слова. Затем определить вид словосочетания по главному слову (именное, глагольное, наречное) и тип связи (согласование, управление, примыкание). Надписать части речи.
При осуществлении различных видов анализа предложения нам может понадобиться провести синтаксический разбор имеющихся в предложении словосочетаний. Подобная операция обычно проводится по определённому плану, с задействованием определённой лингвистической терминологии, знании ряда правил. В данной статье мы расскажем, какова последовательность шагов при реализации указанной задачи.
Особенности построения словосочетания
Напомним читателям, что словосочетанием называют совокупность нескольких слов (словоформ), связанных друг с другом подчинительной связью (как по смыслу, так и грамматически).
В составе словосочетания имеется главное слов о (при разборе отмечают крестиком) и зависимое слово . Главное слово – это слово, которое обозначает действие, предмет, или признак, а зависимое обычно поясняет главное слово, распространяет его. Для определения специфики взаимосвязи составных частей вы можете задать вопрос идущий от главного слова к зависимому.
Не являются словосочетаниями :
- Предложения в виде лишь соединения подлежащего и сказуемого (например, «поезд прибывает»);
- Соединение служебного и знаменательного слов (например, «около школы»);
- Несколько однородных членов предложения, которые связаны сочинительной связью, например «журналы, газеты, книги»;
- Составные формы слов (например, «самый смешной»);
- Фразеологические обороты, ведь их можно заменить одним словом-синонимом.
Памятка для анализа словосочетания
Последовательность синтаксического разбора словосочетания
Рассмотрим последовательность действий для выполнения синтаксического анализа:
- Выделите нужное словосочетание из какого-либо предложения;
- Поищите в рассматриваемом словосочетании главное и зависимое слово, укажите, какими частями они выражены, правильно установите вопрос от главного слова к зависимому;
- Определите тип рассматриваемого словосочетания. (именное, глагольное, наречное — смотрите соответствующие правила).
- Определите способ подчинительной связи, задействованный в данном словосочетании (то есть согласование, примыкание, управление). Напомню читателю, что согласование – это особенность связи, при котором зависимое слово ставится в том же числе, роде и падеже что и главное слово; управление – зависимое слово ставится падёжной форме, обусловленной главным словом; примыкание – зависимость подчинённого слова выражена лексически, с помощью интонации и определённого порядка слов;
- Укажите, чем выражена подчинительная связь в данном словосочетании (окончанием и предлогом, окончанием зависимого слова, только по смыслу);
- Определите характер отношений между словами (существуют определительные отношения – обозначают предмет и признак данного предмета, объектные – указывают на предмет и действие, на который действие переходит; обстоятельственные – указывают на действие, а также на его признак).
Несколько примеров анализа
Приведём несколько примеров подобного разбора:
Пример №1
Возьмём предложение « Встану я в утро туманное, солнце ударит в лицо ».
Из данного предложения проведём разбор словосочетания «утро туманное»:
- Начальная форма – утро туманное (им.п. ед.ч.);
- Данное словосочетание простое и свободное;
- Главное слово здесь «утро» — существительное, а зависимое слово «туманное» — прилагательное;
- Данное словосочетание именное, ведь главное слово выражено существительным;
- Способ подчинительной связи в данном словосочетании – это согласование, так как прилагательное «туманный» согласуется с существительным «утро», используется средний род, именительный падёж, единственное число;
- Подчинительная связь выражена с помощью окончания зависимого слова «-ое»;
- Смысловые отношения здесь определительные.
Предложение « На дворе поднялся холодный ветер ».
Проведём разбор словосочетания «холодный ветер».
- Начальная форма – холодный ветер;
- Ветер здесь главное слово, выраженное именем существительным, стоит в именительном падеже, холодный – зависимое слово, выраженное прилагательным;
- Словосочетание это именное;
- Способ подчинительной связи – согласование;
- Подчинительная связь выражена окончанием зависимого слова;
- Смысловые отношения в данном словосочетании определительные.
Кстати, для проверки своей способности выполнять синтаксический анализа можно воспользоваться возможностями ресурса yaklass.ru (необходимо будет пройти регистрацию на сайте).
Тренируйте свои навыки синтаксического разбора предложения на yaklass.ru
Заключение
Выполнения синтаксического разбора какого-либо словосочетания предполагает знание особенностей согласования слов, их типов, способов подчинительной связи и других характеристик. Без этого квалифицированное выполнение анализа становится невозможным. При этом важно не спутать словосочетание с другими видами словесной связи, а также чётко придерживаться плана разбора. Это позволит избежать различного рода методологических ошибок.