Смазываем вентилятор блока питания

Когда из блока питания компьютера начинает доносится очень противное гудение или дребезжание — это верный признак того, что не за горами замена кулера (вентилятора) в блоке питания. Но, бывает, что заменить его «сию секунду» нет возможности. А оставить как есть нельзя по двум причинам. Первая — противный звук из системного блока (точнее, блока питания). Вторая — вентилятор может в какой-то момент времени просто заклинить, и блок питания сгорит от перегрева. А это черевато заменой половины «начинки» системного блока, которая влетит в копеечку!

Смазывание вентилятора (кулера) блока питания.

Для этой процедуры нам понадобится довольно нехитрый набор инструментов:

  • термоустойчивая силиконовая смазка или, на худой конец, машинное масло;
  • отвёртка (крестовая);
  • скальпель или канцелярский нож;
  • широкий скотч;
  • несколько зубочисток или спичек;

Вот такого вот набора инструментов вполне хватит для того, чтобы смазать вентилятор в блоке питания компьютера.

В процедуре вынимания БП из компьютерного корпуса нет ничего сложного. Скрутить болты, которые держат левую боковую крышку, сдвинуть её назад и снять. После этого отсоединить все провода идущие от БП к платам и дискам (обязательно запомните что и куда. ). После этого снаружи компьютера на задней стенке открутите 4 болта, которыми прикручен сам блок питания.

И вот блок питания на столе. Есть два наиболее популярных вида (по расположению кулеров) блоков питания. С вентиляторами диаметром 80мм (он расположен на задней стенке блока питания, которая смотрит наружу) и диаметром 120мм (установлен на крышке БП, которая обращена вниз и внутрь системного блока).

В обоих случаях первым действием будет открывание крышки БП. Для этого нужно открутить четыре болта на верхней грани (на рисунке). После этого просто потяните крышку вверх.

После снятия кожуха можно открутить сам вентилятор.

Если у Вас большой, 120мм вентилятор, то на той же крышке, которую Вы снимали только что, открутите четыре самореза, на которых держится вентилятор.

Ксли у Вас кулер диаметром 80мм — открутите те же 4 самореза, но на задней стенке блока питания.

Откручиваем сам кулер от корпуса БП

После этого аккуратно поддев ножом отлепите наклейку с задней стороны вентилятора. Потом тем же ножом подковырните и вытащите резиновую пробку, которая закрывает подшипник, и капните туда масла. Его должно быть очень мало — лишь бы только смочилась поверхность подшипника (втулки, в которой вращается ось вентилятора). Если не получается аккуратно отмерить масло — не беда! Возьмите зубочистку, и заточите ножом кончик в виде узкой лопатки. Потом обмокните эту лопатку в масло и аккуратно смажьте ею подшипник.

При этом старайтесь не испачкать сам кулер (то место, откуда Вы отклеили круглую этикетку).

После смазки вставьте обратно резиновую пробку и заклейте вместо этикетки кусочком скотча.

Сборку проводить в обратном порядке.

Кстати, если смазывать кулер силиконовой смазкой — он проживёт от трёх недель до 3 месяцев (в зависимости от состояния на момент смазки), а если машинным маслом, то от недели дл месяца.

Заметка в ближайшее время будет дополнена фотографиями.

Читайте также  Разрешение 1024x600 это сколько

Нашёл в своих железках пару стареньких вентиляторов и решил разобрать их, чтобы посмотреть как они устроены. К тому же раньше никогда ещё не доводилось разбирать такие вентиляторы полностью. Всё время ограничивался обычным отклеиванием наклейки, выниманием пробки и доливанием пары капель масла на подшипник. Оба эти вентилятора из двух разных блоков питания, один на 120 мм, второй 80 мм. Но и на корпус системного блока крепят точно такие же, для нагнетания в него холодного воздуха или же для откачки горячего. Так что на примере этих, вы сможете провести профилактику своим вентиляторам.

Думал сделать обзор на оба вентилятора, как никак маленькому вентилятору около 15 лет, но в последствии выяснилось что конструкция у них практически одинаковая. Отличия заметны разве что в размере и форме корпуса, крыльчатки и платы двигателя. Поэтому опишу процесс разборки на большом вентиляторе (120мм).

Для начала отклеиваем наклейку, под которой прячется резиновая пробка.

Отвёрткой или чем то острым, подковыриваем и вынимаем пробку.

Под пробкой виднеется металлическая ось крыльчатки, на которую одета разрезная, белая, пластиковая стопорная шайба. Если её плохо видно из-за старой смазки, то протрите её ватной палочкой.

Вставляем узенькую отвёртку в разрез стопорного кольца и поворачиваем на 90 градусов чтобы кольцо раздвинулось. После чего поддеваем отвёрткой кольцо и снимаем его с оси крыльчатки. Во время этого процесса, шайба может запросто выстрелить и укатиться куда нибудь, как правило в самое труднодоступное место, под стол, диван, плинтус и т.д.

После извлечения стопорного кольца, снимаем с оси резиновое колечко.

Теперь без особых усилий можно отделить крыльчатку от рамки, при этом её слегка будут удерживать магниты, которые вмонтированы в корпус крыльчатки.

Снимаем ещё одно резиновое кольцо, с основания оси крыльчатки.

На этом можно сказать, разборка завершена. Очищаем всё от пыли и старой смазки.

Собственно, сама рамка с двигателем.

Так же тщательно очищаем латунную гильзу двигателя от грязи и старой смазки. При желании можете снять плату с обмотками двигателя, правда для чистки и смазки это не обязательно. В моём случае она легко снялась с обоих вентиляторов, но под платой я обнаружил следы клея. Так что возможно у вас так просто не получится её снять.

Собираем всё в обратной последовательности. Резиновые кольца на дно и сверху.

Стопорное кольцо удобно осаживать пинцетом сразу с обоих сторон.

Если вентилятор у вас сильно изношен (шумит, стучит, дребезжит при работе) то лучше сразу заменить такой вентилятор на новый. В противном случае, смажьте ось крыльчатки густой смазкой (солидол и т.д.) перед установкой её на двигатель. У меня же этот вентилятор относительно новый, поэтому я собрал его, а уже потом смазал моторным маслом ибо оно жидкое и всегда заполнит собой все щели.

Подаём иглой масло на кольца и ось крыльчатки, шприц в этом плане незаменим. При этом крыльчатку можно вращать периодически руками, тогда маслу легче будет проникать внутрь. Много лить масла не следует (достаточно 3-5 капель) так как всё лишнее всегда найдёт дырочку и в последствии будет собирать на себя пыль и обрастать мхом или же разлетаться с лопастей по всему системному блоку. Здесь конечно всё зависит от размеров вентилятора, большому нужно больше смазки, ну а маленькому соответственно меньше.

Читайте также  Почему блокируются некоторые сайты

Затыкаем пробку. Если эту площадку для наклейки случайно залили маслом, то нужно протереть её растворителем или уайтспиритом, так как на масло эта наклейка больше не приклеится. Саму наклейку можно заменить скотчем, если старая пришла в негодность.

В принципе с профилактикой всё. Подключаем, проверяем, затем в зависимости от результатов испытаний, устанавливаем в корпус компьютера или блока питания. Или же выбрасываем его и идём в магазин за новым вентилятором, если при разборке окончательно ушатали свой старый вентилятор. Конструкции вентиляторов бывают разные, как на подшипниках скольжения, как в моём случае, так и на подшипниках качения (шарикоподшипник), но общий принцип разборки думаю у них схож.

Послесловие

Недавно попался в руки вот такой вентилятор Gembird диаметром 120мм. Привлёк он моё внимание надписью BALL на защитной наклейке, что переводится вроде как шар, мяч, клубок. После разборки, выяснилось что этот вентилятор собран как раз на шарикоподшипнике. Но его разборка практически ничем не отличается от разборки дешёвого вентилятора, который я разобрал чуть выше в этой теме.

Даже сам подшипник в этом вентиляторе, прекрасно разбирается булавкой. Нужно лишь аккуратно снять с помощью иглы, стопорное кольцо, затем можно извлечь боковую защитную стенку подшипника (пыльник). После чего можно спокойно заниматься профилактикой сепаратора и подшипника в целом, чистить, мыть, менять смазку. В данном случае, подшипник практически идеален, смазки много к тому же она светлая. Если же у вас подшипник сухой и грязный, да к тому же имеется износ (обоймы болтаются так, как будто бы шарики стали меньше), то лучше сменить такой подшипник на новый. Хотя проще а может и дешевле, купить уже новый вентилятор.

Послесловие 2

На днях перепиливал ТВ-приставку Mecool M8S PRO L чтобы впихнуть в неё не впихуемое (фото ниже), ну и заодно делал профилактику процессорному кулеру Thermaltake Golden Orb. Сам же процесс кое-как заснял на видео и выбросил его на Ютуб, так что если кому интересно строение этого пропеллера – переходим по ссылке.

Написать сообщение автору
Автор: Nikolay Golovin – – – – – – – –
28.04.2014

Иногда владельцы компьютеров, при включении устройства могут слышать небольшой свист или жужжание. Это подают знак вентиляторы о том, что пришло время оказать им должное внимание. Основной причиной таких звуков является загрязнение кулера. Особенно часто такая проблема проявляется в ПК, когда кулер системного блока покрылся изрядным слоем пыли и пересохла его смазка. В данной статье я расскажу, как правильно очистить и смазать кулер системного блока ПК.

Порядок действий

Для начала следует полностью отключить от сети компьютер. Производим полное отсоединения кабелей. Важно помнить о том, что отключение шнура питания системного блока недостаточно. Так как отдельные элементы системного блока могут еще сохранять заряд, за счет включенного в сеть монитора. Поэтому повторюсь еще раз: отключаем полностью все.

Читайте также  Программа для склеивания карт

Теперь открываем боковую крышку системного блока. Как правило, она открывается боковым движением в одну из сторон и снимается с пазов. Отсоединяем все провода, которые подключают блок питания к материнской плате. Далее нужно отвинтить сам блок питания от корпуса.

После этого нужно вытащить блок питания. На его верхней поверхности имеется четыре болта, которые закрывают кулер. Откручиваем их и снимаем крышку.

Здесь размещается плата, и рядом с ней сам кулер. Плату, а особенно конденсаторы (бочонки) рекомендуется не трогать. Находим еще четыре болта, которые крепят сам кулер к стенкам блока питания, и откручиваем его.

Зачастую провода от кулера припаиваются к плате, но иногда встречаются модели со съемными клеммами. В последнем случае, просто отсоединяем кулер от платы. Если же провода припаяны, аккуратно отводим кулер в сторону.

Видим наклейку. За ней скрывается ось вентилятора. Для достижения максимального эффекта смазывания, нам нужно добраться именно до него. При помощи ножа акуратно срезаем наклейку. Не нужно пугаться, если отверстие будет закрыто еще резиновой затычкой. Вытаскиваем ее.

И так, если желания еще дальше разбирать кулер нет, просто берем машинное масло и капаем всего каплю-две внутрь отверстия и скручиваем все обратно. Однако, следует быть готовым к тому, что придется делать разборку еще раз через пару месяцев. Машинное масло слишком текуче, через время оно будет попросту выдавлено оттуда. Если нет машинного масла, можно добавить оливковое, но только не рафинированное. Его хватит на пару недель, за это время можно будет приобрести смазку. Если же желание довести все до конца еще присутствует – продолжаем. Вынимаем вентилятор с осью. При внимательном осмотре замечаем кольцо стопора. его нужно аккуратно снять. Для этого следует использовать пинцет. Проблема в том, что данное подлое колечко, в большинстве случаев любит с "космической" скоростью выскочить с пинцета и отправится в любую часть помещения. Заменить данное кольцо очень трудно, поэтому нужно быть предельно осторожными. В том случае, если кольцо "помахало рукой" и потерялось, можно попробовать вырезать из пластика идентичное. Данное занятие весьма трудоемкое, но другого выхода нет, если кольцо потеряно.

Кстати, под подлым колечком может оказаться шайба из резины. Процедура та же, что и с колечком.

Теперь чистим остатки прошлой смазки, вытираем начисто ось. Идеальным средством для смазывания является Литол. Данная смазка является густой и имеет устойчивость к выталкиванию. Помимо этого, когда кулер будет приведен в движение, Литол равномерно будет распределяться по оси. Опять же, нет Литола – капаем масло. На первое время хватит. Устанавливаем все части на свои места. Сначала шайбу, колечко, устанавливаем кулер на место. Отверстие ведущие к оси следует заклеить скотчем. прикручиваем кулер к корпусу блока питания. Верхнюю крышку не забываем. Прикручиваем блок питания к корпусу системного блока. Подсоединяем его обратно к материнской плате. Закрываем крышку системного блока. Подсоединяем все провода и включаем ПК в сеть. Запускаем и наслаждаемся отсутствием свиста и жужжания.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector